1-й уровень 2-й уровень
5 · 7 6 · (9 : 3)
6 · 6 56 : 7 · 8
2 · 7 9 · (64 : 8)
0 · 4 3 · (14 : 2)
9 · 8 42 : 6 · 5
9 · 1 8 · (48 : 8)
Как видно, задания второго уровня дает возможность закрепить приемы не только умножения, но и деления.
Следующий прием – предложить дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике. Например:
1. Одни ученики просто решают примеры, заданные учителем, а другие перед решением группируют их по каким-либо схожим признакам.
2. Одни могут решать задачу с теми данными, которые указанны в учебнике, а другие могут изменить одно числовое данное так, чтобы результат увеличился (уменьшился), и решить полученную задачу.
3. При работе с группой уравнений:
x · 5 = 25
56 : x = 7
7 · x = 7
x : 9 = 9
а) реши два любых уравнения;
б) выбери и реши те уравнения, где неизвестное находится делением;
в) выбери и реши те уравнения, где неизвестное будет однозначным числом;
Заметим, что на уроке детям дается, как правило, выбор из двух заданий. Предлагались такие задания при решении задач:
а) решить задачу, отвечая на данный в учебнике вопрос; или
б) составить по данному условию всевозможные выражения, подчеркнув среди них то, которое является решением данной задачи.
Еще пример:
а) решить задачу, данную учителем; или
б) желающие после решения могут составить схематическую запись решения в общем виде (заменяя числа квадратиками или буквами).
Во всех предыдущих случаях варианты заданий составлял учитель. Но мы использовали и такой прием: одни дети выполняют готовые задания (из учебника, с доски), а желающие составляют свои примеры, уравнения, задачи и решают их. Здесь, разумеется, надо соблюдать определенную последовательность: сначала предлагать составлять свои задания по образцу, по аналогии, по схематической записи, а затем по словесной инструкции (в устной или письменной форме).
Чем сложнее задание на составление, тем большую помощь приходится оказывать ученикам. Например, если предложить детям на выбор решить готовые уравнения из учебника или составить свои уравнения, то работа будет более продуктивной, если использовать условную запись уравнений на доске:
x · 5 = , : x = 8, x : = 16.
Пусть выбравших более трудное задание сделает не так много, но желание сделать, азарт, интерес, с которым ученик работает, приносят больше пользы, чем общая обязательная для всех, но безрадостная работа.
Не надо бояться того, что дети будут выбирать только легкие задания; наоборот, они стремятся выбрать задания посложнее, и учителю приходится либо тактично помогать в выборе, либо без упреков и назиданий помогать выполнять выбранное задание (помощь оказывает не только учитель, но и ученики – помощники учителя).
В заключение подчеркнем, что если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи, без обид, которые возникают при делении класса на различные группы самим учителем [16,81 – 83].
Читайте также:
Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...
Анализ особенности словаря детей
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. 1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни. 2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игруш ...
Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории
В
первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе п ...