Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Страница 5

Данный подход к проблеме умственной одаренности и ее специфики в дошкольном возрасте позволил разработать как систему выявления одаренных детей [II], так и особую образо­вательную программу «Одаренный ребенок» [9 56], направленную на развитие у детей трех основных блоков структуры одарен­ности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.

Система выявления одаренных детей включает в себя на­блюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятель­ности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследова­ние детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышле­ния, логического мышления, воображения и познавательной активности.

При подборе методик особое внимание обращалось на то, чтобы были обследованы основные компоненты умственных способностей ребенка, так как у разных детей они могут быть выражены по-разному. Так, например, возможно отнести к умственно одаренным детям таких, у которых на высоком уровне оказывались развиты познавательная активность, реа­лизация в деятельности, решение репродуктивных задач на знаковое и символическое опосредствование, но на среднем уровне — решение продуктивных задач (воображение). Или все показатели, кроме реализации в деятельности, оказывались на высоком уровне. В таких случаях можно говорить о неравно­мерности развития структуры детской одаренности. Однако, важно отметить, что ни один показатель у умственно одарен­ных детей не оказывался на низком уровне: обычно наблюда­лось сочетание из большинства показателей на высоком уровне и одним-двумя — на среднем. Подобные сочетания определяли индивидуальный профиль одаренного ребенка, то есть его свое­образие и уникальность.

Надо отметить, что сколько-нибудь надежное выявление умственно одаренных детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже раз­личаются по уровню умственного развития, однако его прояв­ления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одаренность любого ре­бенка. Заключение о наличии умственной одаренности может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полу­ченных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не оконча­тельный вывод.

Опыт работы с группами умственно одаренных детей до­школьного возраста, отобранными по данной системе выявле­ния детской одаренности, показал ее высокую эффективность и позволил реализовать в работе с этими детьми программу «Одаренный ребенок», содержащую задачи достаточно высокой степени сложности. Занятия по данной программе были на­правлены не на усвоение детьми знаний, умений и навыков, а на развитие всех основных компонентов умственной одарен­ности и, прежде всего, на развитие характерных для детей до­школьного возраста умственных способностей.

Результаты двухлетней работы по программе (с детьми старшей и подготовительной к школе групп) показали, с одной стороны, общий рост умственных способностей. Так, если сред­ний показатель IQ до начала обучения был равен 125 баллам (по результатам теста Векслера), то после обучения — 136. С другой стороны, проведенные занятия внесли продуктивные изменения в структуру детской одаренности: произошло «подтягивание» ее слабых звеньев, что расширило возможности решения детьми задач различных типов. Таким образом, при­менение в образовательной практике предложенной модели умственной одаренности детей дошкольного возраста показало ее эффективность и соответствие возрастным характеристикам ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Читайте также:

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня
Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала. Затем воспитатель назначала дежурных детей, они сервировали столы, остальные ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку
- Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени. "Полька", муз. Ю. Слонова; "Веселые матрешки", сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; "Камаринская", муз. П. Чайковского. - Учить детей вращать кистями рук. Поднять руки во врем ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru