Для оснащения оборудованием процесса обучения детей счету необходимо иметь дидактический материал. Для обучения детей образованию множества, необходимо иметь наборы мелких игрушек плоскостного и объемного изображения: животные; пирамидки; шарики; кубики; плоскостные изображения разного размера на подставках; геометрические фигуры; комплекты карточек с изображением геометрических фигур и предметных изображений; счетные линейки с разным количеством изображений; платформы с прорезями для вкладывания соответствующих фигур; различные комплекты с набором счетных карточек.
Кроме этого в кабинете математики в специальных коробках-контейнерах желательно с прозрачными стенками хранятся наборы камушек, желудей, шишек, ракушек, орехов, семена бобов, гороха, фасоли, косточки плодов и др.
Желательно, чтобы все это хранилось как индивидуальный портфельчик, рюкзачок, где в отдельных коробочках, мешочках подобран выше названный счетный материал, чтобы ребенок мог не только брать их на занятие, но и вместе с педагогом брать эти материалы в другие помещения. Для ориентации в ближайшем окружении на совокупности одинаковых и разных предметов следует иметь предметные картинки, наборы реальных объектов окружающей действительности, чтобы дети могли взять картинку или реальный объект и поискать предметы похожие на изображение.
Для формирования геометрических представлений в кабинете математики должны быть наборы, комплекты геометрических фигур, как плоских, так и объемных. При этом комплекты также должны быть удобно размещены в коробках, контейнерах, корзинках, рюкзаках, «чудесных мешочках», с тем, чтобы после завершения работы с ними дети оперативно убирали их на соответствующее место.
В кабинете математики необходимо иметь комплекты различных трафаретов, лекал, планшетов, которые позволяют корригировать недостаточность точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Имеющиеся трудности в предметно-практической деятельности обуславливает необходимость использования специальных вспомогательных средств и устройств, облегчающих выполнение предметных действий. Одним из таких эффективных средств, способствующих качества предметно-практических действий у детей с отклонениями в развитии, является использование трафаретов, лекал, силуэтных и контурных изображений для обводки при выполнении различных математических заданий и с использованием элементов рисования, создания схем-путей, пространственных положений объектов на микроплоскости и т.д.
Использование элементов рисования по клеткам на занятиях по математике, обводка по готовому контуру предмета тренирует мелкую моторику руки. Рисование по трафаретам различных линей: прямых, ломаных, прерывистых помогает детям с нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата делать более качественные работы. Вместе с тем работа по трафаретам позволяет наиболее активно готовить руку ребенка к обучению письму.
Особенно такие упражнения как раскрашивание и штриховка по трафаретам. При недостаточности слабой мышечной силе в руках у ребенка действия раскрашивания и штриховки делают руку более уверенной и тактильно-двигательные действия кинестетического характера снимают дискинезии. Кроме того, повторение и систематическое использование трафаретов способствуют автоматизации двигательных актов, формируют приемы и способы воспроизведения формы предметов, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию вспомогательных средств для возмещения недостаточности предметно-практических действий.
Использование картин для составления задач, схем-действий, схем-пространства, карточек с графическими заданиями, схем путей для ориентации в пространстве позволяет формировать пространственное мышление и способствует улучшению уверенного передвижения в нем. Наборы цветных карандашей, фломастеров, в сочетании с линейками позволяют детям самостоятельно линовать клетки, крупные линейки для выполнения различных математических заданий типа: «Нарисовать в клетках пять бабочек», «Заштриховать первую, третью, пятую клетку и т.д.», выполнить графические диктанты по образцу или словесной инструкции. Использование счетных палочек может быть не только для счетной деятельности, но и для составления различных геометрических фигур и простейших графических изображений типа: «Домик», «Квадрат», «Забор», «Шестиугольник» и т.д.
Читайте также:
Анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте активизации речи
учащихся многозначных слов
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значений слов. Эта работа не только имеет практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений ( ...
Единый государственный экзамен как
форма независимой оценки качества образования
мониторинг качество обучение экзамен На международном уровне внимание к проблеме развития независимой оценки качества обусловлено тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки ...
Все ли уроки личностно – ориентированны
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение лич ...