Наглядно данные анализа обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).
На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.
Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой – во вторую.
Краткая характеристика групп:
Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:
- появление заикания в возрасте от 2 до 6 лет; его причины лежат в психической травме;
- большая ситуативная зависимость заикания (запинки в эмоционально значимых ситуациях и их отсутствие в игре наедине с собой).
- наличие сопутствующих движений и вегетативных реакций в эмоционально-значимых ситуациях.
Уровень общего речевого и психомоторного развития этих групп заикающихся дошкольников соответствует возрастной норме. Такие проявления характеризуют невротическую форму заикания. Как правило, эти ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться в среде сверстников.
Педагогическое воздействие на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность говорить плавно и правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация режимных моментов.
Обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:
- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;
- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;
- проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций.
Читайте также:
Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у
младших школьников
Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек ...
Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...
Структура и основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, представляются методологические основы и источниковая база, теоретическая и практическая значимость ра ...