Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни

Современное образование » Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни » Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни

Страница 1

Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 - 17 лет, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей, постигают сущность собственного “Я” в соответствии с подмеченным еще К. Марксом “зеркальным” эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентации и объекте поклонения.

Однако взаимоотношения со сверстниками выполняют для юношей и девушек и еще одну пусть более локальную, но весьма интересную с учетом темы нашей темы роль. Дело в том, что именно в этих взаимоотношениях происходит своего рода естественная подготовка молодых к будущей семейной жизни за счет развития в общении со сверстниками продуктивных личностных форм общения, которые были усвоены в родительской семье, или овладения этими формами, если их в семье не было.

Более того, было выяснено, что дружеские отношения между юношами и девушками выступают для старшеклассников прообразом интимно-личных отношений и будущей семейной жизни.

Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину. Они приобретают радость от приобщения к познанию. Моральные ценности, качества личности – самостоятельность, смелость, воля – также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.

Отрочество – период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, - и в первую очередь это относиться к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности.

Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным Я) и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром – вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездейственен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели.

Учеба в школе занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах, так, например, подготовка к семейной жизни. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий, особенно интересна - игра. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой разв ...

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Профессиональная компетентность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные сп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru