Особенности подготовки специалистов социальной работы

Страница 1

Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем.

Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.

Разработкой системы подготовки социальных работников занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский, Барнаульский и другие).

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:

учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);

среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

На практике все не так просто.

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Однако сложность в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.

Как показывают результаты опросов, проведенных в Барнаульском педвузе, формами практической связи с учреждениями социально-педагогической направленности преподаватели назвали: совместную научно-исследовательскую деятельность в учреждениях социальной защиты, в центрах помощи семье и детям, в центрах детского творчества, в школах в качестве научных руководителей, консультантов в рамках экспериментальных площадок; работу в социально-педагогических учреждениях в качестве сотрудников на условиях совместительства, организацию и проведение социально-педагогической практики, семинаров, психолого-педагогических практикумов, личные контакты и др.

Что касается использования наиболее приемлемых технологий обучения, с точки зрения студентов на первое место выходят групповые формы обучения (90%), затем - фронтальная и индивидуальная работа (72%).

Опросник для студентов и слушателей курсов специалистов по социальной работе содержал вопрос: "В каком поле деятельности Вы хотели бы и готовы работать?". Ответы были идентичными: работа "с детьми девиантного поведения", работа в качестве "реабилитолога, специалиста социальной работы-психолога, валеолога, организатора культурно-досуговой деятельности". Они готовы работать "в микрорайоне, в школе, детском доме, комиссии по делам несовершеннолетних".

На вопрос, "Какие проблемы в обучении Вы имеете?" студенты, отметили "недостаток литературы", "слабая материальная база", "большой объем изучаемого материала".

В числе проблем в собственной работе преподавателями названы: "недостаточная разработанность понятийно-терминологического аппарата", "недостаток литературы", "смещение акцентов в курсовой подготовке на социальные проблемы", "отсутствие у некоторых преподавателей четкой самоорганизации"; в подготовке студентов в целом: "слабая материальная база", "отсутствие специальной литературы", "низкая мотивация учения у студентов", "определенный крен в область психологии", что уменьшает долю социально-педагогических дисциплин.

Профессиональные знания специалиста социальной работы включают прежде всего необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

Эти профессиональные знания преподаются при изучении следующих дисциплин:

«Педагогика»;

«Основы педагогического мастерства»;

«Введение в специальность»;

«Основы социальной психологии»;

«Социальная педагогика»;

«Методика и технология работы специалиста социальной работы»;

«Теория социальной работы»;

«Технология социальной работы»;

«Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения».

Однако по окончанию высшего профессионального заведения, по мнению большинства авторов, специалист данной профессии должен обладать следующими личностными особенностями:

Внимание, стремление понять позицию других;

Дружелюбие, общительность;

Способность стать лидером;

Вежливость, обходительность;

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;

Жизнерадостность;

Толерантность, упорство;

Большое чувство ответственности;

Способность выполнить работу полную разнообразия;

Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;

Страницы: 1 2


Читайте также:

Типы и функции семей
Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье ...

Урок иностранного языка. Сущность урока, виды уроков
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя /Сухомлинский В.А. / Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ зак ...

Конспект урока: Урок-дискуссия по теме "Образование в Великобритании и России"
Урок-дискуссия по теме "Образование в Великобритании и России" Цель урока: развитие навыков устной речи. Задачи урока: Практиковать обучающихся: в умении вести беседу по заданной теме, задавая вопросы и отвечая на них. в умении переводить с русского на английский язык. в умении вести диск ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru