Вопросы теории организационных форм обучения учащихся

Страница 2

Это - оригинальная форма организации обучения. При которой состав пар постоянно меняется так. Что каждый учащийся, работая поочередно со всеми, выступает в роли не только обучаемого, но и обучающего.

Методика применения данной формы организации обучения состоит в следующем, после изучения какой-либо темы раздела преподаватель раздает учащимся карточки-задания. Если есть возможность - каждому индивидуально. Если нет- по одному заданию на группу из 5-6 человек , после того, как преподаватель убедился в осознанном выполнении каждым учащимся одного задания группового или индивидуального , он предлагает учащимся найти партнера , обменятся карточками- заданиями , и работая в паре с ним , выполнять задания другу руга. При этом можно консультироваться и оказывать помощь в выполнении своего задания. По мере выполнения задания каждым учащимся отдельной пары она распадается и сразу образуется новая. Новые партнеры также обмениваются карточками, каждый из них начинает работать над выполнением очередного, нового для него задания, и если возникает необходимость, оказывает товарищу помощь в работе по своему, уже выполненному ранее варианту задания. Повторяя его столько раз, сколько партнеров будут у него в течение урока.

Рассмотренную форму организации работы учащихся правомерно назвать коллективной, так как в данном случае налицо все основные признаки коллективной познавательной деятельности: наличие единой цели; рациональное разделение функций между учащимися, обеспечивающие успешность выполнения задания каждым членом коллектива группы; взаимопомощь и сотрудничество; взаимная ответственность; взаимоконтроль.

Как уже было сказано, данная форма организации деятельности учащихся заметно способствует решению важнейших дидактических задач: повышению знаний и развитию интеллектуальных умений, учащихся, формированию активно - позитивного отношения к учению. Вместе с тем, применение коллективной формы организация деятельности учащихся не замыкается на дидактическом. Такая форма организации учебной работы учащихся является одним из существенных средств всестороннего развития личности учащегося, способствует решению воспитательных задач. В процессе взаимообучения внимательное отношение друг к другу, чувство ответственности за свою работу и работу товарищей, самоуважение.

Работа в динамических парах оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей как « слабых», так и «сильных» учащихся. Так, учащиеся с пониженной обучаемостью в процессе работы. При малейших затруднениях получают оперативную помощь партнера и продвигаются по пути познания более уверенно, а главное, не задерживаясь и не закрепляя ошибок. Что касается учащихся с более высоким уровнем обучаемости, то в процессе объяснения лучше всего выявляются своя собственная полнота понимания, проявляется неповторимость каждого индивида.

Применение данной формы организации учебной работы учащихся особенно эффективно на этапе закрепления учащимися общих методов решения типовых задач, приемов использования нового материала в различных учебных ситуациях. Главная функция преподавателя в процессе парного взаимодействия учащихся - организация и руководство их взаимоподчинением. Перед занятием целесообразно заранее наметить, какой состав пар может стать оптимальным, например, рекомендовать учащимся со сходным или различным уровнем обучаемости (по данному учебному курсу) работать в парах.

Самостоятельная работа учащихся при посредственном руководстве преподавателя. Характерная для опосредованного обучения. В отличие от трех, рассмотренных выше организационных форм непосредственного обучения самостоятельная работа учащихся выполняется ими без личного контакта с преподавателем. При этом самостоятельная работа учащихся может выполняться как на уроке (работа с различными дидактическими средствами, обеспечивающим самоконтроль), так и вне урока работа в библиотеке по определенной программе, согласованной с преподавателем. Подготовка к конференции и др.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методика изучения квадратных уравнений
С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для изучения данной темы по программе для общеобразовательных учреждений отводится 26 часов [8, 151]. Основная цель - выработать уме ...

Структура педагогического общения
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моме ...

Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (Закон РФ «Об образовании», 2000). К общеобразовательным относятся сл ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru