Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии

Современное образование » Методика изучения свойств и способов применения непредельных углеводородов » Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии

Страница 4

Для примера можно привести следующие константы: температура кипения бутена-1 СН2=СН—СН2—СН3 6,3 °С, а температура кипения бутена-2 СНз—СН=СН—СНз 3,7 °С.

Далее приводят примеры непредельных углеводородов с разветвленным строением и дают им названия, при этом нумеруют атомы углерода, начиная с того конца, к которому ближе двойная связь, например:

Когда принципы номенклатуры установлены, явление изомерии рассматривают более подробно. Чтобы правильно составлять формулы изомеров, следует рекомендовать учащимся такой прием: сначала составить формулы одного вида, например изомеров с различным положением двойной связи в неразветвленной цепи, а затем от каждого из них образовать формулы изомеров другого вида, связанных с разветвлением цепи. Не надо пытаться делать то и другое одновременно. Если требуется составить, например, структурные формулы всех пентенов, то поступают так (атомы водорода можно не обозначать):

Следуя такому порядку, учащиеся найдут, что гексен может существовать в виде 13 структурных изомеров (такое задание может быть включено в домашнюю работу).

В заключение данного раздела можно поставить вопрос: у каких углеводородов — предельных или непредельных (при одном и том же числе атомов углерода в молекуле) — больше изомеров? Сравнивая число изомерных пентанов (3) и пентенов (5), учащиеся видят, что в непредельном ряду изомеров больше. Эго вызвано тем, что здесь два вида изомерии.

Наконец, уместно поставить вопрос: есть ли вещества, изомерные этиленовым, в другом ряду углеводородов? Поскольку учащимся известны только парафины и циклопарафины, а первые изомерными быть не могут, естественно, что внимание обращается к циклопарафинам. К выводу об изомерности этих соединений учащиеся приходят обычно на основе подсчета числа атомов углерода и водорода в молекулах. Следует пояснить, что к такому же выводу можно прийти более легким путем, сопоставляя общие формулы гомологических рядов. Этот прием используют далее для отыскания изомерных веществ и в других классах соединений.

Из рассмотренного делают вывод о трех видах изомерии, которые стали известны учащимся (изомерия скелета, изомерия положения двойной связи, изомерия между веществами, принадлежащими к различным гомологическим рядам).

Вопрос о пространственном строении гомологов этилена может быть разъяснен на моделях. Пользуясь шаростержневой моделью молекулы этилена и. заменяя в ней водородные атомы теми или иными группами атомов, строят модели других непредельных углеводородов. Когда будет получена модель молекулы бутена-2 СНз—СН=СН—СНз, обращают внимание учащихся на возможность двоякого построения: в одном случае метальные группы находятся по одну сторону двойной связи и расположены близко друг к другу, а в другом случае находятся по разные стороны двойной связи и значительно удалены друг от друга. Возникает вопрос: может ли молекула одной конфигурации превратиться в молекулу другой конфигурации, подобно тому, как превращаются друг в друга разной формы молекулы предельных углеводородов? Учащиеся должны вспомнить (ранее это было показано, на примере пентана), что изменение формы предельных углеводородов объяснялось свободным вращением атомов углерода вокруг π -связей. При изучении этилена они узнали, почему затруднено вращение вокруг двойной связи. Из этого они должны сделать вывод, что в данном случае молекулы одной конфигурации не могут свободно превратиться в молекулы другой конфигурации (для этого потребовалась бы затрата энергии). Но, может быть, это и не играет существенной роли, ведь порядок соединения атомов здесь не изменяется, он выражается одной и той же структурной формулой? На основании характеристики физических свойств (температур плавления и кипения) учитель поясняет, что это два разных вещества. Модели молекул проектируют на классную доску и изображают в виде структурных формул: эти формулы, таким образом, являются проекционными и произвольно менять их написание уже нельзя.

Когда сущность явления усвоена, вводится понятие о цис-транс-изомерии и подчеркивается, что это уже не структурная, а пространственная изомерия, она называется также геометрической. Чтобы проверить, поняли ли учащиеся этот вид изомерии, можно предложить им подумать, имеется ли пространственная изомерия у пропилена:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Трудности владения родным эвенским языком учащихся 2 класса
Учащиеся, поступающие в начальную школу, имеют разный уровень владения родным языком, по мнению Савенковой Г.А. условно можно наметить их примерные уровни овладения элементами родного языка. Первый уровень – характеризуется тем, что дети достаточно хорошо понимают все эвенские слова, рекомендованны ...

Нормативная модель новообразований личности учащихся, как ожидаемого результата
В процессе проведённой воспитательной работы у учащихся должна появиться заинтересованность в знаниях о морали, в формировании моральных норм. Через практические занятия дети обогатят свой опыт нравственного поведения, они вооружатся знаниями о морали, формировании моральных норм. Клубные часы обог ...

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духо ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru