Образование - основа развития личности

Страница 1

В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требова­ния, адаптируется к ним, а с другой — активно созда­ет для себя необходимые условия для вхождения в куль­туру общества сообразно своим индивидуальным осо­бенностям, мировоззренческим ценностям и личност­ным установкам.

Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповто­римом своеобразии. Это должно обеспечиваться обра­зовательным процессом, основная функция которого — организация единого пространства познания и индиви­дуального развития.

Что такое личностно-ориентированная система обучения информатики? В чем инновационный подход к проектированию этой системы? Попытаемся в этом разобрать­ся.

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для раз­вития личности, и, следовательно, оно является развивающим, личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность, где искать источники ее развития.

Нельзя сказать, что школа и учителя, в частности не ставили перед собой цель разви­тия личности. Наоборот, эта цель постоянно декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития. Существовали модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, как выразитель их содержания. Последнее задава­лось идеологией, господствующей в обществе.

Личностно-ориентированная педагогика, строя процесс обуче­ния и воспитания, исходила в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роли педагога, кол­лектива, группы), а не саморазвития отдельной личности.

Аналогичным образом разрабатывались и соответствующие ди­дактические модели, через которые реализовывался индивиду­альный подход в обучении. Он сводился в основном к разделе­нию учащихся на сильных, средних, слабых; к педагогической кор­рекции через специальную организацию учебного материала по степени его объективной сложности, уровню требований к овла­дению этим материалом (программированное, проблемное обу­чение). В рамках такого индивидуального подхода проводилась предметная дифференциация, которая, кстати, востребовалась только одним социальным институтом — вузами. Во всех же ос­тальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имела существенного значения. Общеобразовательная школа в основном готовила к вузу, и этот социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация (индивидуальные различия, связанные с традициями семьи, укладом жизни, отношением к религии и т.п.).

Модели личностно-ориентированного обуче­ния были подчинены задаче развития познавательных (интеллек­туальных) способностей. Средством развития этих способ­ностей считается учебная деятельность, которая строится как «эта­лонная» по своему содержанию и структуре.

Индивидуальные способности «просматривались» через обучаемость, определяемую как способность к усвоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (по теоретиче­скому типу), тем выше была обучаемость. Зависимая от содер­жания, специального конструирования учебного материала, обу­чаемость тем самым рассматривалась не столько как индивиду­альная, сколько как типовая особенность личности. Эти модели объ­единяет следующее:

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Экологическое воспитание неслышащего населения на примере Дома культуры Всероссийского общества глухих г. Брянска
Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13, Брянское отделение ОООИ ВОГ, код 8- 4832, т: 74-29-75, ф: 74-28-20. Ф.И.О. председателя: Бурмин Евгений Владимирович ОГРН: 1023200000780 Численность: 1564. 2 марта в Брянске прошел круглый стол на тему «Реализация прав инвалидов в Брянской обла ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru