Индивидуальность в образовательном пространстве

Страница 7

Именно такой урок называется личностно-ориентированным. В ходе его учитель не просто ласков и внимателен к детям, а вместе с ними осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвое­нию. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно значимым.

Взаимодействуя с учениками в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов (если это не проверочный урок); привлекает к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее со­ответствующие научному содержанию знания, не боится подчеркивать — «давайте договоримся, что в это понятие (термин) будем вкладывать определенный смысл (содержание), и будем в дальнейшем его придерживаться». Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых-профессио­налов и в этом смысле, затем становится общепринятым, подле­жащим усвоению в школе.

Сформулируем кратко основные тре­бования к личностно-ориентируемому уроку.

Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

• использование разнообразных форм и методов организа­ции учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

• использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

• оценка деятельности ученика не только по конечному ре­зультату (правильно — неправильно), но и по процессу его дос­тижения;

• поощрение стремления ученика находить свой способ рабо­ты (решения задачи); анализировать способы работы других уче­ников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональ­ные;

• создание педагогических ситуаций общения на уроке, по­зволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятель­ность, избирательность в способах работы; создание обстанов­ки для естественного самовыражения ученика.

Выделенные общие цели и средства организации личностно-ориентированного урока, естественно, должны быть конкретизи­рованы учителем в зависимости от назначения урока, его тема­тического содержания.

Конечно, база для оценки работы учителя на уроке не может быть единой. Учитель должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня подготов­ленности класса, целевой установки, времени проведения урока и т.п. Поэтому, в зависимости от типа урока должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Единых критериев не может быть. Обозначим те, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью:

• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

• использование проблемных творческих заданий;

• применение заданий, позволяющих ученику самому вы­бирать тип, вид и форму материала (словесную, графиче­скую, условно-символическую);

• создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

• сообщение в начале урока не только темы, но и орга­низации учебной деятельности в ходе урока;

• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошиб­ся;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
- Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии, - Учить детей слушать мелодию маршевого характера. Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане. - Учить детей менять движения с погремушкой в связи с изменением музыки, подражая взросл ...

Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий
В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матри ...

Форма организации учебно-исследовательской работы старшеклассников
Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru