- Вспомните, как вы ведете себя, когда вы бываете негативно (отрицательно) настроены и у вас преобладают плохие мысли.
- Как ваше поведение в данный момент влияет на общение с другими людьми? Приведите примеры из личной жизни.
Учащиеся включаются в практико-ориентированную деятельность посредством беседы, рассказа, соревнования, игры, поведенческого тренинга, упражнений. Работа осуществляется фронтально и индивидуально, в парах и группах сменного состава.
Тренинги, проводимые в рамках программы, направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога. Например, для развития выразительности речи используются следующие тренинги:
– Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
– Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
– Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
– Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.
Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:
– Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
– При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.
– Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания. У младших школьников часто отсутствуют навыки ведения диалога.
В этой связи в программе занятий представлен цикл тренингов, способствующих формированию культуры ведения диалога: развитие функционального и личностного слушания; ознакомление с этикетными формулами; запрос информации; точность словоупотребления.
Например, для развития функционального слушания каждому ребенку предлагается воспроизвести (можно своими словами) смысл фразы, сказанной ему учителем.
Для личностного слушания предназначены специальные виды тренинга, например рассчитанные на работу в парах. Каждый участник тренинга должен выслушать рассказ собеседника (о каком-нибудь произошедшем с ним случае, об интересном фильме и т.д.), соблюдая следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять смысл рассказа, поддерживать говорящего мимикой, жестами, репликами. После тренинга дети делают вывод о том, что гораздо легче общаться с собеседником, когда он активно слушает, проявляя интерес к сказанному.
Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты – частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем – не храним, потеряем – плачем».
Например, беседа «Что имеем – не храним, потеряем – плачем» проводится в форме суда над грубостью и лживостью. Ребятам предлагаются на выбор роли судей, присяжных, свидетелей. Роли обвиняемых в грубости и лживости детям не предлагаются, а соответствующие реплики озвучивает учитель.
На занятиях клуба «Земляне» преобладают сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, поскольку игра в таком возрасте еще очень значима. Сюжеты ролевых игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные, жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.
Читайте также:
Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...
Перспективы
развития педагогической профессии
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обо ...
Условия развития художественно-творческих способностей у старшеклассников
Теоретический анализ и организация творческой деятельности учащихся показали, что для эффективности педагогического процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в системе обучения истории необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В педагогической литератур ...