Особенности и характеристика неурочных форм построения занятий

Современное образование » Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании » Особенности и характеристика неурочных форм построения занятий

Страница 2

После утренней гимнастики нужны водные процедуры: обтирание влажным полотенцем, обливание, душ или кратковременное купание.

Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой – это тот минимум двигательной деятельности, которые может быть обеспечен в любое время года, при любых условиях.

Наиболее распространенные малые формы занятий в сфере производственной физической культуры - вводная гимнастика, физкультминуты и физкультпаузы. Особенностью является их непосредственная встроенность в структуру трудового процесса и подчиненность закономерностям оптимизации данного процесса.

Вводная гимнастика представляет собой комплекс 5-8 относительно не сложных гимнастических упражнений без снарядов, выполняемых в течение 5-7 минут непосредственно перед началом работы. Это своего рода разминка, которая решает следующие задачи: ускоряет готовность основных физиологических систем организма (мышечной, нервной) к предстоящей работе, повышает эмоциональный тонус работника, способствует эффективному выполнению рабочих операций, сокращает период врабатывания [8].

В зависимости от особенностей трудовой деятельности специализируются комплексы упражнений вводной гимнастики, т.е. рекомендуется применять физические упражнения, соответствующие характеру движений, выполняемых в процессе труда. Следует применять упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного [4]. Последние упражнения вводного комплекса должны следовать определенному двигательному ритму трудовой деятельности.

Физкультпаузы и физкультминуты – кратковременные сеансы физических упражнений, вводимые преимущественно в качестве факторов активного отдыха. Физкультминутки проводятся как на производстве, так и в дошкольных и средних учреждениях образования. Могут проводиться с музыкальным сопровождением, в сочетании с элементами самомассажа и другими средствами, способствующими восстановлению оперативной работоспособности. Комплексы физкультпаузы продолжительностью 5-7 минут, состоящие из 3-5 упражнений, повторяемых 5-10 раз, проводятся с большой интенсивностью и с малыми интервалами для отдыха [5,9].

Проведение физкультминуток и физкультпауз в дошкольных и средних учреждениях образования начинают при первых признаках нарушения внимания у учащихся, когда дети становятся неспокойными. До начало проведения следует открыть форточку или окно. А в производственной сфере физической культуры существуют также физкультминутки продолжительностью 1-2 минуты и микропаузы по 20-30 секунд. Что является необходимым для оптимизации трудовой деятельности в условиях производства [1,6]

Существуют три фазы динамики работоспособности: врабатывание, высокая и устойчивая работоспособность, снижение работоспособности. В течение одного рабочего дня обычно фаза снижения работоспособности прерывается обеденным перерывом, после которого организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя они и претерпевают определенные изменения: врабатывание завершается быстрее, фаза устойчивой работоспособности наступает раньше и более выражена. Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % дневной выработки) (табл. 2.2).

Таблица 2.2. - Динамика работоспособности в течение дня

Часы работы

Выход продукции

1

10,0

2

15,1

3

14,2

4

12,7

Обеденный перерыв

5

11,2

6

14,4

7

13,5

8

8,9

Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 ч. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде с большими требованиями к безошибочности движений – короче [4].

Поэтому внедрение физкультминуток и физкультпауз в условиях производственной деятельности является оптимальным и необходимым элементом в поддержании уровня трудоспособности работников.

Цель этих двух форм – вернуть уставшему организму работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, повысить эмоциональный уровень [7].

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Критерии отбора лексики
Мы не можем вводить новую лексику не ознакомившись подробно с критериями ее отбора. Эта тема порождает множество споров, но есть те критерии с которыми согласно подобающее большинство методистов. Перечислим подробно все эти критерии. Слова, образующие верхний, наиболее достоверный в статистическом ...

Первичное восприятие сказки
Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, ка ...

Критерии эффективности работы учителя на уроке
Особенности личностно-ориентированного урока определяют кри­терии эффективности труда учителя на уроке. К ним относим: • умение учителя излагать не только содержание знаний, но и знакомить учеников с рациональными способами его усвоения; • умение отбирать для совместного анализа в классе те спо­соб ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru