Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Современное образование » Формирование интеллектуальной культуры личности » Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры

Страница 2

О сколько-либо развитой интеллектуальной культуре на относительно ранних ступенях развития человечества говорить не приходится. С появлением и развитием языка как материального носителя знания, по-видимому, можно говорить только о ее зарождении. Но и тогда она была «непосредственно вплетена в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни».

Вместе с развитием человечества, вместе с ростом общественного (научно-технического) прогресса интеллектуальная культура развивалась, приобретала конкретные очертания. Зарождение новых форм интеллектуальной культуры не означало разрыва в ее развитии, уничтожения прежних форм, отказа от культурного наследия. Каждый последующий этап развития вбирал в себя лучшее, проверенное практикой, жизнью.

B.C. Библер считает, что «античный образ мысли выступает как образ культуры» [7, с. 295]. Развитые в античные времена приемы рассуждения – апории, майевтика, диалог и софизмы – многое дали для совершенствования интеллектуальной культуры. Общей их чертой является постановка и решение проблем. Таковы, например, апории (от греч. aporia – затруднение) – трудноразрешимые проблемы, связанные с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Восходят они к древнегреческому философу Зенону Элейскому, которого Аристотель считал создателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Известные апории Зенона «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» не утратили своего значения и для современной науки. Сократический метод, или майевтика, привлекает внимание современных специалистов по педагогической психологии и философии. Сократ считал, что если нельзя научить чему-то самому, то надо во время беседы ставить всё новые и новые вопросы, побуждая других находить истину. Диалог получил своё развитие в трудах Платона. Он тоже видел возможность разрешения проблемы путём развития диалога.

Дальнейшее развитие диалогический метод получил в трудах великого ученика Платона Аристотеля, который считается создателем научного мышления. Заслуга мыслителей античности, как подчеркивает Ф. Клике, «в создании мыслительного инструментария поразительной обобщающей мощности, с помощью которого можно было приступать к изучению глубинной структуры наблюдаемых феноменов, как природных, так и культурно-исторических. Познавательная деятельность человека приобрела при этом новую направленность, связанную со стремлением к открытию возможно более универсальных законов».

Мысля, человек проделывает ряд операций: определяет, обобщает, преобразует суждения, делает выводы – все то, что составляет предмет формальной логики, которую считали в античные времена единственной дисциплиной призванной изучать законы мышления. А.Н. Леонтьев комментировал это следующим образом: «Так как система мыслительных операций, осуществляющих умственные действия, полностью покрывает по своему объему их содержание, то может создаться представление, будто она целиком исчерпывает мышление, иначе говоря, будто формальная логика является единственной наукой о мышлении, и ее законы суть единственные его законы» [17, с. 89]. Но существует иной, своеобразный вид мышления – нешаблонный, который является более творческим способом использования разума, где логика не управляет, а обслуживает его. Именно он лежит в основе интеллектуальной культуры.

Чем выше степень присутствия в интеллекте научного знания, отражающего наиболее общие законы, тем выше уровень интеллектуальной культуры. Если быть более точным, то такое знание дает методология.

Методологическая культура, аккумулированная в законах диалектики, в философской методологии составляет сердцевину интеллектуальной культуры. Само методологическое знание не решает содержательных научных задач, и основной его функцией является формирование культуры мышления, а, кроме того, оно организует само знание как целое.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Требования к оборудованию группы и специальные комнаты для математического развития
В группе необходимо создать соответствующую пространственную среду для развития математических способностей у детей. Здесь используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью ...

Описание опыта использования компьютерных технологий учителями-практиками
Следует заметить, что использование информационных технологий во многом помогает в работе учителя. На сегодняшний день информационные технологии используются практически а каждом уроке. Для примера приведем слова Шутовой Оксаны Георгиевны - учителя начальных классов, которая говорит: "Использо ...

Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru