Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков.
Процесс рисования тесно связан с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки и пальцев. В этом процессе принимают участие сложнейшие механизмы зрительно-двигательной координации.
Движения руки у ребенка уже к трем-четырем годам сформированы. Действия неуверенные, скованные, неточные.
Графические умения и навыки требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.
Нельзя полагать, что движения, могут возникать спонтанно и направляться самим процессом изображения.
У них отмечаются отклонения в области зрительных восприятий и моторики, зрительные расстройства среди умственно отсталых встречаются чаще, чем среди нормальных детей.
Помимо дефектов зрения, детям свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательной сферы. Это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм и т. д.
Это, отрицательно влияет на написание букв и цифр, на развитие умения рисовать.
Одной из причин, затрудняющих развитие рабочих движений у учащихся коррекционной школы, является нарушение общей ориентировочной деятельности.
Другими причинами нарушением работоспособности. Недоразвитие глазомерных навыков затрудняет зрительное сопоставление протяженности и направления.
Фронтальное обучение без учета уровня графической готовности учащихся не принимаются во внимание двигательных функций.
Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умения управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю, т. е. осуществлять зрительно-двигательную координацию. Учащиеся не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием, допускают много нерациональных движений.
Первую группу: образуют дети, которые сравнительно легко выполняют по показу и по словесной инструкции простейшие графические задания. Действия этих учащихся уверенны, целенаправленны, достаточно расчетливы и свободны. При раскрашивании рисунка движения карандаша точны и ритмичны, что обеспечивает хорошее качество раскраски (штрихи наносятся равномерно, в одном направлении и не выходят за пределы контура).
Вторую группу: составляют учащиеся, которые допускают в процессе рисования много лишних, нецелесообразных движений, проявляют чрезмерную торопливость и расторможенность. Движения их рук быстрые, размашистые, иногда импульсивные. Работать" медленно и точно управлять карандашом, соблюдая контуры рисунка, этим учащимся довольно трудно. В графической деятельности у них отсутствует достаточная ритмичность. Темп движений носит непостоянный характер; как правило, он увеличивается к концу выполнения задания.
Наконец, можно выделить третью группу школьников, для которых характерны заторможенность и вялость. Движения рук у этих детей при выполнении графических упражнении скованные, напряженные, очень замедленные. Предлагаемые задания выполняются учащимися неуверенно, вяло, пассивно. Штрихи в основном еле заметные, направление движения часто теряется, а замедленный темп еще более ослабевает к концу задания. Мелкие движения рук плохо координированы.
Читайте также:
Образование, как отрасль национальной экономики РФ
Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевы ...
Характеристика разнообразных форм уроков
Урок - логически законченный, целостный, ограниченных определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Урок представляет собой форму организации деятельности учителя ...
Организация и методика исследования
мышление дошкольник нарушение зрение На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения. Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отлич ...