В системе нравственного воспитания выделяют следующие направления :
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- патриотическое воспитание;
- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
-совместная работа семьи и школы.
Основным содержанием при планировании нравственного воспитания являются несколько блоков:
Первый блок – диагностический.
Цель: проведение диагностических исследований с учащимися и их родителями.
Формы: анкетирование, опрос, тестирование, наблюдения, беседы.
Второй блок - «Я – личность».
Цель: способствовать выработке интереса к своей личности.
Формы: беседы, анкетирование, составление книги «Всё обо мне».
Третий блок - «Здоровье плюс».
Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.
Формы: внеклассные мероприятия (физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые), Дни здоровья, соревнования, походы.
Четвертый блок - «Экология».
Цель: формирование экологической культуры и экологического сознания.
Формы: экологические праздники, экологические десанты, конкурсы «Знатоки природы», игры на природе, походы.
Пятый блок - «Патриотический».
Цель: формирование и развитие гражданина как защитника Отечества, а так же ответственного отношения к своей семье, своему народу.
Формы: этические беседы, встреч с ветеранами Вов, занятия посвящённые знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, участие в конкурсах рисунков на темы: «Я-россиянин», «Мир, в котором я живу», конкурсы чтецов.
Шестой блок -«Исток».
Цель: организация сотрудничества семьи и школы, объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.
Формы: индивидуальные консультации, родительские собрания, участие родителей в воспитательных мероприятиях
Седьмой блок - «Красота спасёт мир».
Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.
Формы: этические беседы, посещение музея, выставок работ художников, изготовление собственных творческих художественных работ, посещение библиотек, музыкальной школы.
Работая над воспитанием нравственной личности, немаловажную роль играет дифференцированный подход к учащимся, т. к. каждый ребёнок-личность, интересы и взгляды которой надо учитывать при подборе заданий, чтобы каждый чувствовал свою значимость, сумел себя показать, не чувствовал ущемленности вне зависимости от способностей. Я предлагаю ряд упражнений, которые помогут в подготовке коллективных мероприятий с участием всех ребят. При этом детей необходимо разделить на группы, либо дать задания индивидуально, либо предложить его на усмотрение самого ребёнка.
*а)написать сочинение на тему;
б)дополнить текст красивыми словами, фразами;
в)написать текст по рисунку (на определённую тему).
*а)сделать рисунок на тему;
б)дополни аппликацию рисунком;
в)найди подходящую картинку на тему.
*а)выучи стихотворение (стихи могут быть разного объёма) ;
б)прочитай выразительно стихотворение;
в)найди подходящее стихотворение.
*а)подбери подходящие пословицы и поговорки;
б)найдите пословицы по их началу (предлагается источник поиска);
в)разгадай пословицу (или поговорку) в ребусе.
*а)подбор дополнительного материала;
б)пересказ дополнительного материала данного воспитателем;
в) инсценирование стихов, рассказов, сказок и т. д.
При подборе материала следует учитывать, что замкнутым и тревожным детям даются задания более свободного характера, в которых, на их взгляд, они смогут более себя проявить.
Работая над темой нравственного воспитания, мой план по самообразованию так же включает в себя некоторые моменты, способствующие воспитанию и развитию себя, как личности.
План работы воспитателя.
Сентябрь. Октябрь. Диагностика уровня воспитанности, развития нравственных качеств личности, отношения к здоровью. Анкетирование родителей и учащихся.
Читайте также:
Индивидуальность в образовательном пространстве
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляю ...
Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...
Функции лексикона
Лексика ̶ один из аспектов изучения языка, наряду с грамматикой, аудированием, письмом, говорением и чтением. Лексика ̶ это костяк языка и человек, обладающий большим запасом слов, не испытывает трудностей в различных видах речевой деятельности. В школьной программе указывается лексически ...