Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа, отмечает Теплюк С. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей.
Первый этап – подготовительный – начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за четыре – шесть месяцев до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения.
Методист и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.
За 10 – 15 дней до начала второго этапа адаптационного периода – приема детей в группу - проводится второе родительское собрание.
На собрании заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнаю, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально – типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико–педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых – родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы.
Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработка носоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях и т.д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.
Методист рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Методист так же рассказывает о том, какие задачи будут решаться взрослыми на этом этапе адаптационного периода.
Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения детского сада: чтобы не вызвать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать ребенка к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его в учебно–воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.) Главная задача мы: формировать положительное отношение к воспитателю – интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.
Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.
Читайте также:
Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении
коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...
Особенности формирования самоконтроля у младших школьников
Е.С. Рубинский в качестве путей обучения школьников самоконтролю предлагает «наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся и на этой основе - самоконтроль каждого ученика. « С этим нельзя не согласиться, однако только это этих путей недостаточно. Необходимо на уроках по каждому уче ...
Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой разв ...