Столетний юбилей педагога по решению ЮНЕСКО отмечали во всём мире. Когда выписываешь строчки из Корчака, на память постоянно приходят параллельные места из Макаренко и Сухомлинского. Антон Семёнович Макаренко говорил о детях: «Я очень люблю этот отдел человечества…» Корчак воспитывал сирот, Макаренко – бездомных, Сухомлинский – детей, измученных войной и безотцовщиной. Каждый из них заменял детям отца, поэтому такое поразительное совпадение чувств. При всех различиях в условиях жизни и во взглядах на жизнь они создавали одно учение – оно составляет ядро педагогики 20 века.
Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: «Мы даём вам одно – тоску по лучшей жизни, которой пока нет, но которая будет».
Вся педагогическая философия Корчака в ответах на главный вопрос воспитателя: чему учить? Что дать ребенку? Какие ценности – драгоценности? Януш Корчак отвечает: дайте ему одно – стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской – общечеловеческой тоской! - по лучшей жизни. Тоска, стремление - это разные переводы одного и того же слова. Заметим, что речь идет не о личной жизни, а общей - о жизни человечества, о жизни вообще. Человек, который стремится к лучшей жизни народа - это человек.
Вот как дерзко говорил Януш Корчак:
«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни по правде и справедливости.
И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».
В этих словах признание: лучшей жизни нет, она далеко. И уверенность: она будет. И точнейшее определение: это жизнь по правде и справедливости. Игорь Неверли, секретарь и биограф Корчака, сказал очень точно: «Для него будущее – не столько другой, лучший строй, сколько другой, более совершенный человек».
И вот слова Корчака, которые можно было бы написать на большом листе бумаги и вывесить в каждой учительской: «Реформировать мир – это значит реформировать воспитание».
Корчак очень долго был ребенком – до 14 лет играл в кубики, но однажды в 14 лет понял: «Я существую не для того, чтобы меня любили и мною восхищались, а чтобы самому действовать и любить. Не долг окружающих мне помогать, а я сам обязан заботиться о мире и человеке».
Я существую для того, чтобы действовать и любить…. Так писали и Гёте, и Пушкин, и, видимо, многие великие и невеликие люди. С открытием окружающего мира, о котором надо заботиться, в котором надо действовать, который надо любить - с этим открытием рождается личность.
Януш Корчак с детства мечтал быть писателем, но отец умер, когда мальчику (тогда его звали еще Генриком Гольдсмитом; Януш Корчак-псевдоним, случайно взятый для первой книги из названия чужого романа) было всего 11 лет, и в дом пришла нужда. Мальчик стал подрабатывать репетиторством, мысли о писательстве оставил: «Итак, я буду не писателем, а врачом. Литература - это слова, а медицина - дело».
И вот учение позади, он врач в детской больнице, он мобилизован, как уже говорилось, на русско-японскую войну, едет через всю Россию, «за Уральские горы, за Забайкалье». Потом он практикуется в клиниках Берлина (год), Парижа (полгода), Лондона (месяц), ходит в школы для умственно отсталых детей, в тюрьмы для малолетних преступников. Он учится действовать - лечить людей и учится любить их. Вернувшись в Варшаву, он стал знаменитым врачом.
Корчак делал все, чтобы дать детям безмятежное детство: «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства, страдают от этого всю жизнь», - считал он.
Страх распустить детей, усиление надзора за ними, призывы быть с детьми как можно строже - приводят к обратным результатам – дети выходят из-под контроля взрослых, связь между поколениями теряется, диалог между старшими и младшими становится невозможным. Подростки становятся неуправляемыми, теряют нравственные ориентиры. Все это надо рассматривать не как результат послаблений, а как результат долголетнего применения устаревшего метода преподавания. В центре внимания не духовная сторона воспитания, а механическая, педагогика сосредоточена на проблеме наказаний и безнаказанности, надзора и безнадзорности, и обо всем судит крайне примитивно.
Переменить взгляд на воспитание, поверить в то, что только безмятежное, доброе детство соединяет ребенка с взрослыми, ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о стране, - поверить в это всей душой многим людям трудно. Но книги Корчака помогают нам совершить трудный переход к новому взгляду на воспитание. Любая полка педагогической литературы сегодня покажется бедной, если на ней нет трех книг: «Как любить детей», «Педагогической поэмы» и «Сердце отдаю детям».
Читайте также:
Основные тенденции развития образования в Иркутской области
Система образования области представлена учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные). В 1 062 общеобразовательных учреждениях обучается 278,2 тыс. учащихся. Дошкольное образование предоставляется в области в 867 учреждениях, их посещают 86 ...
Понятие интеллекта
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Согласно академику Н ...
Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска
Основная цель: практическая реализация концепции открытого непрерывного образования. Основные направления учебной деятельности Межшкольного учебного комбината № 4: · профильное обучение; · дополнительное образование; · профессиональное обучение и переподготовка; · работа с одаренными детьми; · внед ...