Социально-экономические преобразования в стране, кризисные явления переходного периода в сфере материального производства и услуг обусловили необходимость кардинального переосмысления образовательных и воспитательных задач трудовой и профессиональной подготовки подрастающего поколения к эффективной творческой самореализации в новых условиях как цели его прогрессивного социального развития, обеспечения благосостояния государства и личности.
Для понимания происходящих процессов и их регулирования необходимо использование новых подходов, соответствующих нынешней социокультурной ситуации. Социально-экономическое и педагогическое развитие общества требует от подрастающего поколения готовности к работе на современном производстве. От сформированности у подрастающих поколений технологической культуры зависит как будущее самого производства, так и будущее государства.
Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить "Технология". Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования, вошла новая образовательная область - "Технология". Сущность технологического образования заключается в овладении обучающимися технологической культурой, достигнутым уровнем преобразовательной деятельности в материальном и духовном производстве и сфере услуг. Основной целью технологического образования является подготовка молодежи к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.
В современных условиях нужно готовить не просто профессионала, работника в сфере производства продукции или услуг, а ориентироваться на подготовку субъекта собственной жизнедеятельности. От уровня технологического состояния страны сегодня зависят не только ее экономическое благополучие и образ жизни населения, но и положение в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами.
Использование современных технологий определяется не столько развитием материальной базы промышленности, сколько духовно-нравственным состоянием общества, готовностью молодого поколения производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы, материалы и новые технологии. Овладение этой областью знаний способствует обретению технологической компетентности. Школьники осваивают разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации с учетом экономической эффективности и возможных экологических последствий человеческой деятельности, приобретают общетрудовые умения и навыки, развивают творческие способности. В системе общего образования "технология" формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной созидательной и преобразовательной деятельности, внутреннюю потребность и уважительное отношение к процессу и результатам труда, формированию трудовой, графической, предпринимательской, экологической, информационной, этической, эстетической культур. Изучение "технологии" позволяет учащимся получить представления о широко распространенных способах преобразования материалов, энергии, информации, об отдельных видах декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностях и традициях, освоить элементарные трудовые приемы, развить творческие способности в процессе разнообразных видов трудовой деятельности с доступными для обработки материалами.
токарный станок обучение дидактический
Самое главное заключается в том, что "технология" знакомит учащихся с различными видами будущей трудовой деятельности, способствует их профессиональному самоопределению, выявлению и развитию творческих способностей.
Изучение этой образовательной области создает культурные и духовные предпосылки для сохранения и развития национальных традиций народов России, закладывает фундамент экономического развития страны. Современный научно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и неоднократно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает прогнозирование развития содержания и форм деятельности, включая и способности человека, с тем расчетом, чтобы все это учесть при определении содержания и форм учебного процесса в стенах общеобразовательной школы. Если иметь в виду не только развитие способностей в сфере профессиональной деятельности, но и всего спектра социальных способностей человека, его общекультурного, нравственного и эстетического воспитания, то становится очевидной глобальность социальной задачи разностороннего развития личности. И вот тут обнаруживается весьма ощутимый пробел общего образования, когда напрочь отсутствует технологическое образование как его составной компонент. Вряд ли можно в этом плане всерьез воспринимать характер изучения основ наук, трудовое и профессиональное обучение в школе в том его виде, в каком они существуют на сегодняшний день. Технология во всех ее проявлениях перестала быть только практическим применением науки.
Широкое и глубокое проникновение технологии во все сферы человеческой жизни и деятельности - от медицины до сельского хозяйства, от досуга до управления, от биологии до связи и т.д. - обязывает подрастающее поколение иметь, как минимум, базовые понятия и знания технологии, являющейся частью культуры современного общества. Технологическая подготовка учащихся позволит им более гармонично сосуществовать в информационно и технологически насыщенном обществе, лучше и заботливее использовать дары окружающего мира, глубоко познать его и эффективнее реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Технологическое образование необходимо развивать как в ширину - обогащение соответствующими знаниями и умениями учащихся, так и в глубину - вооружение их концептуальными знаниями в технологических областях для тех, кто выберет технологию в качестве своей основной специальности. Такая возможность предоставляется и за счет введения в общеобразовательной школе курса "Технология" и использования так называемого "свободного технологического пространства" в процессе внеклассной и внешкольной трудовой деятельности. Внедрение курса "Технология" в систему образования дает возможность перейти от традиционного аккумулирования знаний к необходимому умению осмысленно применять и реализовывать эти знания и умения в творческой и преобразовательной продуктивной деятельности в интересах общества.
Исходя их указанных требований, анализ проблем, стоящих перед современным производством и процессом подготовки к работе в этих условиях рабочих, сегодняшних школьников вскрыл основные качества личности, необходимые современному рабочему. Это профессиональная мобильность и самостоятельность, которые обеспечиваются и подкрепляются наличием политехнических и специальных знаний, а также предельным уровнем продуктивного технического мышления, ответственного за практическое воплощение имеющихся знаний в умения. Тенденция объединения трудовых функций и сближение труда рабочего с трудом инженерно-технического работника требуют от производственника глубокого осмысленного знания техники и осуществляемых на этой основе умственных действий, анализа, планирования, конструирования, контроля, коррекции.
Из анализа труда современного рабочего вытекает, что необходимо знать современную технику, в которую входят станки с ЧПУ, знание ПЭВМ, робототехника, современные технологические линии с автоматизированными процессами. Отсюда ясно, что основу действий рабочего составляет решение производственно-технических задач, предполагающих высокий уровень технической грамотности.
Исследование показало, что под технической грамотностью понимается формирование у учащихся знаний, умений, навыков, позволяющих им свободно ориентироваться в различных видах технической документации: чертежах, схемах и др., самостоятельно разрабатывать или модернизировать имеющиеся конструкции, искать пути рационального использования конструкционных материалов, ориентироваться в возможных заменах материалов и деталей, не ухудшая качества, разрабатываемой конструкции.
Кроме того, задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть научные основы, суть производственных процессов, теоретически обосновать разнообразие производственных операций, уяснить устройство, принцип действия и способ использования соответствующих орудий труда.
Другими словами, теоретические знания должны строиться на широком использовании знаний учащихся в области основ наук, поскольку закономерности, изучаемые в курсах физики, химии и математики составляют теоретическую основу технических и технологических процессов обработки материалов и создания новых конструкций.
В ходе изучения курса "Технология" для мальчиков все более очевидной становится техническая грамотность, включающая знакомство со структурой и перспективой развития черной и цветной металлургии, химической, деревообрабатывающей, нефтехимической и другими отраслями промышленности; перспективными материалами, способами их использования и методами обработки; начальное изучение машин, механизмов и деталей машин и механизмов, как основе конструкторской и технологической деятельности.
Таким образом, при конструировании структуры процесса обучения учащихся в образовательной области "Технология" и, в частности, выполнению технологических операций на токарно-винторезных станках необходимо опираться на разработки М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, на интегративные результаты психолого-педагогических исследований, которые различной степенью глубины и достоверности раскрывают пути развития индивида, включенного в ту или иную интересную для него деятельность: развитие через включение в деятельность, самодеятельность (А.Н. Леонтьев), дифференциация обучения и развития (М. Старр), обучение приемам мыслительности (Л.Н. Лында), предрасположенности человека к той или иной деятельности, развитие через включение в проблемную ситуацию (А.М. Матюшкин). Исследованию различных сторон процесса развития личности посвящены работы П.Н. Андрианова, О.Н. Кордун, И.Ф. Карпенко, И.Г. Китаева, В.Д. Путилина, В.Ф. Шилова.
Однако, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных различным аспектам использования современных образовательных технологий в процессе обучения учащихся в образовательной области "Технология", эта проблема до сих пор остается сложной и многоаспектной.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, спроектировать модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке.
Объект исследования: процесс и результат обучения учащихся основной школы в образовательной области "Технология".
Предмет исследования: содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов в процессе овладения технологическими операциями работы на токарно-винторезном станке.
Гипотеза исследования: спроектированная модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологии обработки металла на токарно-винторезном станке будет эффективна, если:
будут раскрыты теоретические основы обучения учащихся технологии обработки металла на токарно-винторезном станке;
проведен анализ объема и содержания обучения учащихся VII-VIII классов в программах образовательной области "Технология";
будет спроектирована оптимальная модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке;
будут обоснованы, разработаны содержание, формы и методы обучения учащихся в процессе обработки металла на токарно-винторезном станке;
будут получены положительные результаты опытно-экспериментальной проверки оптимальной модели процесса обучения учащихся работе на токарно-винторезном станке.
Задачи квалификационной работы:
Раскрыть теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке в образовательной области "Технология".
Провести анализ объема и содержание обучения в образовательной области "Технология" и раскрыть методические возможности обучения учащихся VII-VIII классов технологическим операциям при работе на токарно-винторезном станке.
Спроектировать оптимальную модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке.
Разработать содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке.
Апробировать разработанную модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов в образовательной области "Технология".
Методической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, историко-аналитический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, философские учения о связи теории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых-дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов в области подготовки учащихся к трудовой, производительной деятельности.
Квалификационная работа проводилась при помощи следующих методов исследования: изучение научных трудов и документов по теме исследования; теоретический анализ и синтез процесса обучения конструированию; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта в обучении конструированию на занятиях в школьных мастерских; анализ содержания трудового обучения в сельских школах; организации и руководства производительным трудом учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), в процессе которого использовалось наблюдение, беседа, анкетирование и статистическая обработка материала.
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ № 5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края.
В педагогическом эксперименте принимали участие д. п. н., профессор Щеколдин А.Г., д. п. н., профессор Заречная Л.П., к. т. н., доцент Зиновьев А.И., к. п. н., доцент Радченко Н.В., к. эк. н., доцент Махненко А.Я., к. п. н., доцент Заречный А.В., старший преподаватель Ильиных А.П., директор СОШ № 5 - Максименко Нелли Павловна, заместители директора по учебной и воспитательной работе, учитель технологии - Мищенко Андрей Эдуардович, студент факультета технологии и предпринимательства Лукьянченко Д.А., учащиеся VIII "А" класса - 12 мальчиков. Всего в эксперименте приняло участие 29 человек.
Практическая значимость исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке и внедрении в практику общеобразовательной школы модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов технологии обработки металлов на токарно-винторезном станке.
Положения, выносимые на защиту:
Теоретические основы обучения учащихся основной школы выполнению технологических операций на токарно-винторезном станке в слесарных мастерских;
Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология";
Оптимальная модель процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке;
Положительные результаты опытно-экспериментальной проверки спроектированной модели процесса обучения учащихся изготовлению изделий на токарно-винторезном станке.
Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
Читайте также:
Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...
Проблемы современной семьи с единственным ребенком
В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогичес ...
Методы индивидуального подхода
Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося. Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудер ...