Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе

Современное образование » Создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе

Каждый раз, когда внутренние раздоры в коллективе и в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку – трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая у Вороны кусок сыра. Когда непослушный ребенок продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: «…А Васька слушает, да ест…». А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: «…А ларчик просто открывался!»

Все эти образы, ставшие неотделимой частью мировосприятия каждого русского человека, пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Помимо крылатых выражений и пословиц его коротенькие и такие, на первый взгляд, простые басни подарили русской литературе множество других, взрослых и детских произведений, в основу которых легли крыловские замыслы. Огромное количество фольклора, особенно – анекдотов и прибауток, – тоже строятся на образах и идеях этого поистине народного писателя. Действительно, часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то «свиньей под дубом», как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза «зелен виноград» – это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно.

А знают ли наши дети, что, в сущности, означают все эти выражения, которые мы привыкли слышать и произносить изо дня в день. Если нет, необходимо срочно познакомить их с баснями! Баснями Ивана Андреевича Крылова. Ведь иначе они рискуют так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: «Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…». И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: «Так пойди же, попляши!».

Басни Ивана Крылова помогут детям узнать, что же на самом деле означают загадочные фразеологизмы: «Мартышка и очки» или «Волк на псарне». Оказывается, это названия интереснейших и смешных историй, помогающих маленьким членам обществам выработать собственное отношение ко многим типичнейшим ситуациям из жизни. Басни открывают перед ребенком удивительный мир сатиры и философского осмысления, созданный пером Ивана Андреевича Крылова.

В.Г. Белинский справедливо отмечал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями…».

Актуальность избранной проблемы. Методика изучения басни, как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, остается недостаточно разработанной.

Предметом исследования являются басни И.А. Крылова и научно обоснованная методика их изучения.

Цель работы: создание эффективной методической системы изучения басен И.А. Крылова на уроках в начальной школе (2-4 кл.).

Задачи работы:

– выявить специфику анализа басни в начальной школе;

– разработать конкретные образцы анализа изучаемых басен И.А. Крылова.

– выявить истоки басен И.А. Крылова, традиции и новаторство его творчества;

– разработать и обосновать систему уроков по басням И.А. Крылова;

– обобщить результаты работы с целью использования данного материала в последующей преподавательской деятельности.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ трудов по литературоведению, педагогике, теории и методике обучения литературе, касающихся темы исследования), социально-педагогический (анализ школьных программ, учебных и методических пособий).

Практическая значимость. Выводы и рекомендации данного исследования могут быть учтены при составлении новых и совершенствовании существующих программ и учебных пособий по изучению басни (басен И.А. Крылова), в начальной школе.

Структура дипломной. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.


Читайте также:

Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике
Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике осуществляется с помощью системы управления базы данных. Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными. Среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью ...

Методика формирования иноязычного лексикона в соответствии с семантико-синтаксическим подходом и диалогом культур в 7 классе
Шатилов С.Ф. выделил основные этапы работы над лексикой: 1 этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения; 2 этап - этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях; 3 этап - варьирующий, с ...

Особенности формирования лексических навыков учащихся 7 классов средней полной общеобразовательной школы
Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru