Путешествие в Страну Книги
Часть 1
Учитель читает детям следующее сообщение:
В каждом тексте рассказывается о том, что случается с разными героями, описываются какие-то события. Взрослые называют это описание фабулой. Но писатель сочиняет рассказ или стихотворение не просто для того, чтобы перечислить события, написать фабулу. С помощью интересной фабулы он хочет сообщить людям что-то очень важное. Он может передать своё отношение к героям и событиям, или научить отличать хорошее от плохого, или заставить задуматься, поразмышлять.
Найти самое важное в тексте, как и в пословицах ядрышко, непросто. Автор иногда прячет самое важное за фабулой, чтобы читать было интересно. Есть тексты, где писатель сам подсказывает ядрышко текста. Речь идёт о баснях. Мораль басни – это вывод, содержащий её ядрышко, ради которого автор сочинял историю, писал фабулу.
А теперь прочитаем басню и попробуем раскрыть её секрет: попробуем найти в ней фабулу и мораль . И вы сможете это проверить, работая со следующими карточками.
Карточка №1
Эзоп жил очень-очень давно. Считают, что Эзоп придумал первые басни. Прочитай басню Эзопа и найди в ней фабулу и мораль.
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и, когда они это сделали, дал им прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнёте ссориться, то осилить вас будет всякому легко».
Басня показывает, что согласие непобедимо, а раздор – бессилен.
Проверь себя:
Фабула этой басни – рассказ о крестьянине и его сыновьях. Мораль – последние слова басни о том, что согласие необходимо, а раздор бессилен. Теперь тебе, наверное, стало ясно, что фабула нужна для того, чтобы в интересной форме рассказать о важной мысли.
Карточка №2
Прочитай сказку.
Заяц и черепаха
Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит.
Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха – хоть и тихо шла – оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.
Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать. (Ингушская сказка)
Подумай, какая народная мудрость (мысль) в ней спрятана.
Проверь себя:
Эта мысль заключена в последних словах сказки: лежа на месте, и от черепахи можно отстать – если ничего не делать, то можно всё упустить.
Карточка №3
Прочитай две басни и сравни их: что у них общего и чем они отличаются (подсказка: обрати внимание не только на скорлупки, но и на ядрышки-мысли басен).
1. Аист решил съесть устрицу, а та прищемила створками его клюв. Противники проссорились до вечера: ни один не желал уступить. Кончилось дело тем, что пришёл человек и поймал их обоих. (Древнекитайская басня)
2. Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что оба ослабели и легли. Лиса увидела промеж них мясо, подхватила его и убежала. (Л. Толстой)
Придумай мораль (вывод) к этим басням.
Проверь себя:
Басни похожи фабулами: 2 противника ссорятся, а в это время третий получает добычу. Но главное то, что они имеют одинаковую мораль – ссора ведет к неприятностям, беде.
Карточка №4
Прочитай два текста и сравни их: чем они похожи и чем отличаются.
1. Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:
– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.
А коза и говорит:
– Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, – ты не об моем, а о своем корме хлопочешь. (Л. Толстой).
2. Разговорились однажды кошка и мышь. Мышка сидела в норе, а кошка возле норы. Потолковали о делах, о здоровье, а потом кошка и говорит:
– Мышка, а мышка! Выйди из норки, я тебе кусочек сала дам.
– Сало – это лучшая вещь на свете, – отвечала мышь, и, если бы оно у тебя действительно было, ты б его сама съела. Я поступила бы только так. Конечно, кошка глупее мышей, но ведь не настолько! (Афганская сказка)
Иногда говорят: сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Подумай, какой намёк в этих текстах (какая у них общая мысль).
Читайте также:
Комментирование в
условиях школы с нерусским языком обучения
Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со слов ...
Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...
Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...