Урок построен как игра-путешествие, отвечает возрастным особенностям школьников и позволяет привлечь к его подготовке и заинтересовать значительную часть класса, В игре дети в занимательной форме повторяют особенности басни как жанра, знакомятся с тремя вариантами басни на один и тот же сюжет (причем каждый дается с соответствующим национальным и временным оформлением), а затем переходят к сопоставительному анализу басен Эзопа, Лафонтена и Крылова.
Роль ведущего для облегчения подготовки занятия и осуществления контроля за ходом действия может исполнять сам учитель (или ученик старшего класса). Каждую инсценировку нужно готовить с отдельной группой учащихся, не связывая их до урока между собой, чтобы не утратить детский интерес. Все остальное: оформление, костюмы – самостоятельная творческая работа ребят. Подсказка, как «представить» Эзопа (максимум простоты в костюме: старый плащ-накидка, взлохмаченная шевелюра и т.п.); Лафонтена (завитой парик, жабо, панталоны до колен с бантиками, трость и т.п.); Крылова (простой кафтан, шейный платок-галстук, поднятый воротничок и т.п.).
Тексты басен нужно положить на каждую парту. Можно там же поместить и вопросы, которые будут обсуждаться в ходе анализа: это сделает анализ более эффективным.
Домашнее задание закрепит умения, полученные в ходе урока: сопоставить басни Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лиса и Виноград».
Урок начинается с небольшого игрового вступления.
Входит девочка с котом на руках (игрушечным, разумеется), навстречу ей – мальчик. Учитель в момент их обмена репликами перевоплощается: накидывает плащ, надевает шапочку с пером наподобие тирольской, «вооружается» планшетом и биноклем (набор атрибутов может быть и другим). Сначала он будто наблюдает за детьми со стороны, потом подходит к ним поближе и вмешивается в их разговор.
Мальчик. Опять ты со своим котом носишься!
Девочка. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.
Мальчик. Мышей ему надо ловить – вот что!
Девочка. У нас нет мышей.
Учитель (подходит). Какой у тебя славный котик! Как его зовут?
Девочка. Васька.
Учитель. Васька! Да он у вас не из Края ли Говорящих Зверей?
Девочка. Нет, мне его подружка подарила на день рождения. Это сын ее кошки Муськи. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышала про такой.
Учитель. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?
Мальчик. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет – и все у тебя будет на блюдечке!
Учитель. Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.
Мальчик. Это почему же? Там всё на свете есть!
Учитель. Всё да не всё. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе, записано и снято на аудио- и видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Среди них немало известнейших писателей: Гауф, Перро, Андерсен, Киплинг .
Девочка. Да ведь это все сказочники!
Учитель. Конечно, сказочники, но и не только они. И великие баснописцы тоже: Эзоп, Лафонтен, Крылов . Именно им лучше всего известен Край Говорящих Зверей.
Мальчик. А где же этот край находится?
Учитель. В Стране Басен на континенте Чудес.
Девочка и мальчик (хором). Никогда не слыхали!
Учитель. Не слыхали – не беда. Теперь вот узнали. А басни читали?
(Вопрос может быть обращен ко всему классу.)
Девочка. Конечно, читали! «Стрекоза и Муравей», например, «Слон и Моська», «Мартышка и Очки» .
Мальчик. Еще «Ворона и Лисица».
Учитель. Вот и чудесно! Хотите своими глазами увидеть Край Говорящих Зверей?
Мальчик. Еще бы!
Девочка. А это не опасно?
Мальчик. Что ты! Звери-то не обыкновенные! А как туда попасть?
Учитель. Очень просто. Ведь я служу литературным егерем и постоянно помогаю охотникам за сюжетами – поэтам, писателям и любителям словесности, желающим познать тайны художественного творчества. Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей, достаточно выбрать из предложенных вам портретов тех зверей и птиц, которые стали героями басен. (Учащимся даются рисунки или фотографии медведя, лисы, осла, кенгуру, вороны, петуха, жирафа, попугая, фламинго, льва, журавля, дикобраза, обезьяны, панды и т.п. Дети делают выбор). Отлично! Полдела сделано. Теперь осталось объяснить, что такое басня – и мы на месте.
Читайте также:
Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции
Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обучения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразными видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащихся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращает ...
Рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроке биологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качестве ...
Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска
Основная цель: практическая реализация концепции открытого непрерывного образования. Основные направления учебной деятельности Межшкольного учебного комбината № 4: · профильное обучение; · дополнительное образование; · профессиональное обучение и переподготовка; · работа с одаренными детьми; · внед ...