Уходят.
Мальчик, девочка и учитель выходят из укрытия.
Учитель. Вот вы и увидели, как рождается басня. Интересно было?
Девочка и мальчик (хором). Очень!
Учитель. Как вы думаете, а если бы то, что вы видели, было творческим конкурсом, кто бы стал его победителем?
Мальчик. Ясно, Крылов!
Учитель. Почему же ясно? Французы вряд ли бы с тобой согласились. А.С. Пушкин очень точно сказал по этому поводу: «Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочесть ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих народов. Некто справедливо заметил, что простодушие . есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться; Лафонтен и Крылов – представители духа своих народов».
Девочка. А Эзоп?
Учитель. А Эзопа мы можем назвать отцом басни, как Геродота называют отцом истории, а Эсхила – отцом трагедии. Вот так-то, мои юные друзья. Теперь пора и в обратный путь.
Девочка. Жалко! Я бы еще хотела посмотреть, как рождаются басни.
Учитель. В другой раз. Да вон у тебя Васька на руках, а он тоже герой басни, и басню про него ты можешь увидеть даже у себя дома. Нужно только не прозевать.
Девочка. Правда? Это будет здорово!
Учитель. Надеюсь, мы не зря совершили сегодня путешествие в Край Говорящих Зверей. И вам будет что рассказать своим одноклассникам. Раздайте им тексты трех басен, которые вы недавно слышали, и вместе с ними и с учителем попробуйте сопоставить их, чтобы увидеть своеобразие каждой.
Мальчик. Посмотрим, что у нас выйдет.
Снова включается мелодия Сен-Санса или Мусоргского, как бы завершая игру-путешествие. Под нее мальчик и девочка раздают тексты ученикам, а учитель в это время принимает свой обычный вид.
Далее начинается конкретная аналитическая деятельность, которая опирается на следующие вопросы и задания.
Что одинаково во всех трех баснях? (Это повествование-рассказ на один и тот же сюжет).
В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа? (Это поэтические басни.)
Найдите в каждой басне мораль-поучение.
В какой из них она высказана слишком прямо, резко, «в лоб» и потому значение ее как бы сужено?
А где мораль имеет более широкий смысл и словно растворяется во всем тексте басни?
В басне Эзопа прямое предупреждение и своего рода руководство к действию: «Не верь врагам – проку не выйдет». То есть вынесен конкретный урок из конкретной ситуации.
У Лафонтена вывод шире: « .Всякий льстец / Кормится от тех, кто его слушает», то есть льстецы живут за счет тех, кому льстят. У Крылова же вывод еще более расширен: « .в сердце льстец всегда отыщет уголок», а значит, добьется всего, чего захочет. Таким образом, в баснях Лафонтена и Крылова мораль «растворена» во всем поэтическом тексте и имеет более обобщенное, расширительное значение.
Чем басня Лафонтена отличается от басни Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса Лафонтена и Лисицы Крылова.
У Лафонтена все происходит будто в придворном кругу, его герои изъясняются изысканным литературным языком:
Добрый день, благородный Ворон!
Что за вид у вас! Что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, –
То вы – Феникс наших дубрав!
Крыловские герои пользуются живой разговорной речью, в которой много обращений (голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, близехонько, глазки, шейка, голосок и т.п.), просторечных слов (позадумалась, перушки, в зобу дыханье сперло, была такова и т.п.), метких образных выражений («Вещуньина с похвал вскружилась голова .», «И говорит так сладко, чуть дыша .»). Мы будто слышим героев русских народных сказок.
Кроме того, Крылов не только передает обольстительную речь Лисицы и внутреннее самодовольство польщенной похвалами Вороны, но и выразительно рисует их поведение, дает персонажам меткие характеристики, благодаря чему мы отчетливо видим всю картинку:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло .
Какие слова и выражения помогают нам увидеть Лисицу и Ворону? (Лисица – «плутовка», она идет «на цыпочках», «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит», говорит с придыханием, «сладко чуть дыша», всем своим видом стараясь показать мнимое благоговение перед «царь-птицей». У Вороны же от такой сладкой лести «вскружилась голова» и «в зобу дыханье сперло» – теперь и она почти не дышит от самолюбования и гордости. Сравните с Вороном Лафонтена, который простодушно поверил придворному льстецу и в ответ на его дифирамбы захотел «блеснуть и голосом». Ворона просто каркнула от полноты чувств, а «Ворону этого показалось мало», и он решил подтвердить льстивую речь дядюшки Лиса .)
Читайте также:
Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах
образовательной области "Технология"
Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного ...
Характеристика поведения подростков
Один из самых распространенных в подростковом возрасте недостатков поведения выявляется упрямство, непослушание
, проявляющиеся в стремлении действовать вопреки всем разумным доводам и сообщениям, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям, советам. Указаниям мастера. Часто это вы ...
Практическая реализация
аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение информатике в общеобразовательных школах осуществляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...