Занимательный материал по басням

Страница 2

Проверь себя:

Тексты похожи фабулами: хищник уговаривает свою добычу подойти поближе, но его замысел раскрывается.

Но главное, чем они похожи – это одинаковое ядрышко-мысль: нельзя верить обещаниям хитрого, коварного человека.

Часть 2

Сообщение учителя:

В тексте, как в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка – это описание событий, которые происходят с героями текста. Взрослые называют такое описание фабулой.

Ядрышко текста – это мысли и чувства, которыми автор хочет поделиться с читателями. Писатель часто не говорит о них прямо, а прячет мысли и чувства за интересной фабулой. Внимательный читатель сможет их понять, разглядеть за фабулой. И это очень похоже на то, как разгрызают орешек: за скорлупкой находят ядрышко – самое важное.

Помнишь ли ты, в каких текстах мы искали скрытые мысли, щёлкали тексты как орешки?

Это были маленькие тексты – пословицы, а большие – басни, сказки, рассказы. В басне ядрышко (скрытая мысль) называется моралью. Главными героями басен часто бывают звери, растения и даже вещи. Но мораль басен относится к людям. Напомним, что одним из первых придумал басни мудрец из Древней Греции, которого звали Эзоп. Это было очень давно, много столетий назад. Потом некоторые писатели захотели по-своему рассказать истории, придуманные Эзопом.

Карточка №1

Прочитай басню древнеримского поэта Федра и найди в ней слова, выражающие мораль. Обрати внимание на слова «плутни» – проделки, «карою» – наказанием.

Лиса и аист

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою:

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлёбки жидкой налила, которую

Голодному не склюнуть было аисту.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщетно лижущей:

«Кто дал пример – терпи от тех, кто брал пример».

Проверь себя:

Мораль в этой басне содержится в её первых и последних строках. Ещё лучше мораль можно выразить такой английской пословицей: «Кто зло замышляет, от зла и пострадает».

Карточка №2

Прочитай басню Эзопа.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидел его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей, но, когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным и пришёл просить у муравья корму. Сказал муравей: «Эй, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе сидеть без корму».

Так и люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Найди в басне фабулу и мораль. Сравни этот текст с текстом на карточке №3. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две.

Проверь себя:

Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (три последние строки) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Но Крылов написал свою басню намного позже Эзопа и Бабрия. Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова.

Словарь: праздность – отдых, развлечения.

Карточка №3

Прочитай басню древнегреческого поэта Бабрия.

Муравей и цикада

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна,

Которые он на зиму запас с лета.

Голодная цикада подошла близко

И попросила, чтоб не умереть, корму.

«Но чем же занималась ты, скажи, летом? » –

«Я, не ленясь, всё лето напролёт пела».

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».

(Заботиться важнее о своей пользе,

Чем негой и пирами услаждать душу).

Найди в басне фабулу и мораль.

Сравни этот текст с текстом на карточке №2. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две. Перечитай текст. Делай паузы в тех местах, где есть отступ, и тогда ты почувствуешь красоту стиха.

Проверь себя:

Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (последние строки в скобках) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова, которые рассказали эту басню по-своему.

Словарь: цикада – насекомое, вредитель растений; есть цикады, которые громко стрекочут, как будто поют. Нега – от слова «нежиться» – отдыхать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Отечественный и мировой опыт управления школой
К началу XXI века российское образование в результате реформирования, осуществлявшегося в 1990-е годы, претерпело весьма значительные изменения. Перемены затронули структуру, содержание образования, его организацию. Система российского образования стала более гибко реагировать на потребности госуда ...

Содержание гуманистической направленности воспитания детей дошкольного возраста
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Гуманистическое воспитание старших дошкольников явл ...

Формы организации воспитательной работы по проблеме
Нравственное воспитании младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в моём опыте осуществляется через такие широко известные активные ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru