Проверь себя:
Тексты похожи фабулами: хищник уговаривает свою добычу подойти поближе, но его замысел раскрывается.
Но главное, чем они похожи – это одинаковое ядрышко-мысль: нельзя верить обещаниям хитрого, коварного человека.
Часть 2
Сообщение учителя:
В тексте, как в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка – это описание событий, которые происходят с героями текста. Взрослые называют такое описание фабулой.
Ядрышко текста – это мысли и чувства, которыми автор хочет поделиться с читателями. Писатель часто не говорит о них прямо, а прячет мысли и чувства за интересной фабулой. Внимательный читатель сможет их понять, разглядеть за фабулой. И это очень похоже на то, как разгрызают орешек: за скорлупкой находят ядрышко – самое важное.
Помнишь ли ты, в каких текстах мы искали скрытые мысли, щёлкали тексты как орешки?
Это были маленькие тексты – пословицы, а большие – басни, сказки, рассказы. В басне ядрышко (скрытая мысль) называется моралью. Главными героями басен часто бывают звери, растения и даже вещи. Но мораль басен относится к людям. Напомним, что одним из первых придумал басни мудрец из Древней Греции, которого звали Эзоп. Это было очень давно, много столетий назад. Потом некоторые писатели захотели по-своему рассказать истории, придуманные Эзопом.
Карточка №1
Прочитай басню древнеримского поэта Федра и найди в ней слова, выражающие мораль. Обрати внимание на слова «плутни» – проделки, «карою» – наказанием.
Лиса и аист
Не делай зла: иначе, учит басенка,
Тебе твои же плутни будут карою:
Лиса к обеду пригласила аиста
(Гласит молва) и на тарелку плоскую
Похлёбки жидкой налила, которую
Голодному не склюнуть было аисту.
Ответный пир готовя, аист кашею
Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,
Наелся сам, замучив гостью голодом.
И так сказала птица перелетная
Лисе, края кувшина тщетно лижущей:
«Кто дал пример – терпи от тех, кто брал пример».
Проверь себя:
Мораль в этой басне содержится в её первых и последних строках. Ещё лучше мораль можно выразить такой английской пословицей: «Кто зло замышляет, от зла и пострадает».
Карточка №2
Прочитай басню Эзопа.
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидел его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей, но, когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным и пришёл просить у муравья корму. Сказал муравей: «Эй, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе сидеть без корму».
Так и люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.
Найди в басне фабулу и мораль. Сравни этот текст с текстом на карточке №3. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две.
Проверь себя:
Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (три последние строки) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Но Крылов написал свою басню намного позже Эзопа и Бабрия. Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова.
Словарь: праздность – отдых, развлечения.
Карточка №3
Прочитай басню древнегреческого поэта Бабрия.
Муравей и цикада
Нёс муравей сушить за свой порог зёрна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом? » –
«Я, не ленясь, всё лето напролёт пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу).
Найди в басне фабулу и мораль.
Сравни этот текст с текстом на карточке №2. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две. Перечитай текст. Делай паузы в тех местах, где есть отступ, и тогда ты почувствуешь красоту стиха.
Проверь себя:
Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (последние строки в скобках) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова, которые рассказали эту басню по-своему.
Словарь: цикада – насекомое, вредитель растений; есть цикады, которые громко стрекочут, как будто поют. Нега – от слова «нежиться» – отдыхать.
Читайте также:
Планирование учебной работы
Планирование - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится ...
Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе
с детьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек. Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенны ...
Отбор содержания, выбор методов и форм проведения факультативных занятий в
восьмых классах
Методика проведения факультативных занятий не должна копировать методику обыкновенного урока. Так как в этом случае факультатив превратится в дополнительные занятия по математике. Специфика факультативных занятий проявляется не в использовании каких-то особых методов обучения, а в нетрадиционном со ...