Значение спорта в воспитании личности подростка может быть понято, если исходить из определенной научной концепции личности и ее психических свойств, а также из анализа психологических особенностей спортивной деятельности, так как определенные черты личности формируются в процессе той или иной деятельности.
Понятие "личность" характеризует подростка как члена общества. Все черты личности, в том числе и ее психические особенности, возникают и развиваются лишь на базе тех отношений, в которые вступает человек с другими членами общества в процессе совместной деятельности. Подросток, как личность, активно преобразует окружающий мир, природу и общество, удовлетворяя как свои личные потребности, так и потребности общества, членом которого он является. Любая, в том числе и спортивная, деятельность влияет на формирование психических особенностей личности непосредственно и опосредованно через конкретные, но не постоянные условия, в которых она протекает.
В экспериментальных исследованиях отмечается положительное влияние спортивных занятий на развитие ряда психических процессов и черт характера. Занятия борьбой самбо способствуют совершенствованию органов чувств, особенно мышечно-двигательной чувствительности и зрительных восприятий. Это выражается в большей точности и полноте соответствующих восприятий, в повышении способности выделять и подмечать существенные моменты в окружающей среде, имеющие важное значение для различных видов деятельности. В связи с этим развивается и качественно изменяется наблюдательность в целом, становясь более целенаправленной и планомерной. Занятия борьбой самбо содействуют развитию памяти, особенно зрительно-двигательной. Представления памяти у подростка отличаются особой яркостью и точностью, позволяющей ему детально воспроизводить в памяти упражнения, которыми он овладел. Развиваются процессы внимания, расширяется его объем, распределение, способность сосредоточиваться, а главное, своевременно и быстро переключаться на важные и существенные стороны выполняемой деятельности. Внимание становиться более организованным.
Спортивная деятельность предъявляет особые требования к мышлению человека: повышается быстрота мыслительных процессов, развивается практическое мышление, связанное непосредственно с выполняемой деятельностью.
Значение борьбы велико и для развития эмоциональных качеств подростка, особенно чувство жизнерадостности, постоянно сопровождающего активную мышечную деятельность. Большой силой и глубиной отличаются эмоциональные переживания, возникающие во время спортивных соревнований. Несомненно, систематические занятия борьбой самбо с успехом могут быть использованы для перестройки типа нервной системы. Особенно большое значение эмоциональное состояние имеет в период повышения жизнедеятельности организма самбиста до оптимального уровня (спортивной формы), обеспечивающего высокие спортивные достижения. В этом случае самбист ощущает повышенную бодрость, уверенность в своих силах, стремление к активной деятельности.
В процессе спортивной деятельности формируется способность к проявлениям воли, и прежде всего к максимальным волевым усилиям. Все действия в любом виде спорта сознательны, произвольны и в тоже время связаны с преодолением, как правило, трудностей и препятствий. Уже само мышечное напряжение при сознательном преодолевании того или иного препятствия требует известного волевого усилия. Поэтому большое значение в воспитании способности к волевым усилиям приобретают мотивы спортивной деятельности, побуждающие самбиста к упорной систематической и длительной тренировке, обуславливающие стремление к достижению наивысших результатов в данном виде спорта, к победе в соревнованиях.
Читайте также:
Разработка ролевых игр обучающего характера
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты: Картина моделируемого мира; Правила игры; Командные и (или) индивидуальные вводные. От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры. Картина моделируемого м ...
Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья
В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль. Мораль или нравственность
(лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной д ...
Отражение в пейзаже пространственных отношений
предметов
У большинства умственно отсталых детей отмечаются резкие нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Характерные для умственно отсталого ребенка недостатки находят свое выражение и в изобразительной деятельности. В процессе занятий рисованием перед учеником встают неск ...