Практика работы тренеров-преподавателей показывает, что только из юных борцов при правильном отборе выходят высококвалифицированные спортсмены. Поэтому при построении занятий с детьми следует учитывать их особенности, и в первую очередь анатомо-физиологические, психологические и интеллектуальные.
Усвоение знаний учениками происходит постепенно. Ученик может усвоить столько знаний, насколько позволяет это сделать ему интеллектуальный уровень, природные и приобретенные на данный момент физические координации. Поэтому нельзя стремиться в 11 лет довести до совершенства бросок через бедро, а в 12 до такого же уровня заднюю подножку и т.д. каждому возрасту учеников должен соответствовать доступный объем знаний, для его усвоения необходимо отводить нужное количество времени. Однако через некоторый период необходимо возвращаться к пройденному материалу, но уже на фоне вновь приобретенных координаций и на более высоком уровне обучения. В этом случае каждый пласт обучения будет иметь свое место и смысл.
В методике обучения следует учитывать, что в этом возрасте организм усиленно растет и развивается.
За год может наблюдаться прибавка в росте до 10-15 см. рост происходит в основном за счет изменения длины трубчатых костей. Это приводит к тому, что поперечник мышц развивается медленнее, чем их рост в длину. Отсюда сравнительно более медленный прирост силовых показателей при занятиях. Функция сердечно-сосудистой системы также несколько отстает от требований, связанных с быстрым ростом тела. Поэтому при большом увеличении нагрузок сердце не справляется с повышенными нагрузками.
В этот период происходит перестройка координации деятельности различных органов и систем. Усиленный рост требует внесения коррективов в установившиеся стереотипы регулировки различных функций. В связи с этим у юношей наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена возбудительных и тормозных процессов в центральной нервной системе, быстрое установление и торможение условных рефлексов.
Затем начавшееся половое созревание ведет к тому, что юноши стремятся выделиться из общей массы сверстников: стать ловкими, смелыми, сильными, выносливыми, побеждать сверстников в единоборстве. Эти качества они стремятся приобрести в спорте, и особенно их привлекает борьба самбо.
В соответствии с этими особенностями тренер-преподаватель строит занятия.
Упражнения для развития силы планируются с более медленным приростом показателей, чем при работе со взрослыми. Исключаются упражнения, требующие чрезмерных напряжений.
Работа на выносливость также планируется с меньшим приростом показателей. Нагрузка дается небольшая по длительности, после чего следует перерыв для отдыха. Юноши быстро устают, но также быстро восстанавливают свою работоспособность.
В этот период происходит снижение подвижности в суставах. Поэтому особое внимание следует обращать на выполнение упражнений для растягивания мышц, чтобы сохранить гибкость туловища и опорно-двигательного аппарата.
Большая подвижность нервных процессов создает благоприятные условия для развития ловкости, быстрого изучения упражнений и приемов, совершенствования технического и тактического мастерства юного самбиста. Поэтому тренер планирует большое количество разнообразных упражнений, занятий другими видами спорта, сдачи тестов.
Эта же особенность требует быстрой смены деятельности занимающихся на тренировочном занятии. Монотонное повторение одних и тех же действий вызывает утомление, рассеивание внимания занимающихся и отвлечение от темы занятия.
Для того, чтобы урок проходил эмоционально, желательно строить его на контрастах, то есть так, чтобы один вид деятельности быстро сменялся другим. Беседа, требующая внимания, должна сменяться деятельностью, связанной с большой подвижностью, статические положения и позы сменяются динамическими упражнениями и т.п.
Быстрота развивается за счет построения лучшей координации движений и совершенствования быстроты реакции, а не за счет прироста силы.
Занятия насыщаются играми и проводятся соревновательным методом. Большое значение имеет поощрение при выполнении различных действий. При подборе упражнений уделяется внимание формированию правильной осанки. Большая подвижность нервных процессов создает благоприятные условия для сравнительно быстрого разрушения неправильных привычек и установления новых полезных. Поэтому большое значение имеет воспитательная работа с подростками и юношами. Средствами борьбы самбо можно воспитывать занимающихся, прививать им нужные черты и морально-волевые качества.
Дисциплинированность, выдержка, решительность, настойчивость, смелость, инициативность - качества, которые могут быть развиты борьбой самбо. Особенно быстро они развиваются и закрепляются у подростков. В тоже время следует учитывать, что эти качества развиваются у юношей при правильном построении педагогического процесса. В связи с этим особую важность приобретает его планирование.
Читайте также:
Изучение уровня гендерного воспитания учащихся
В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществляет роль воина добытчика, защитника семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребенок занимал свое место в зависимости ...
Цель и задачи сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять д ...
Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...