Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. Энг и др.), а также отечественными педагогами А. В. Бакушинским, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, А. А. Волковой, во многом совпадают.
Отличает же эти взгляды различное понимание изобразительной деятельности ребенка. В ранний период (от года до 1,5 лет) ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребенок начинает заниматься рисованием по своей инициативе. Исследователями называются две причины возникновения рисования – подражание взрослым и внутреннее побуждение, заложенная в человеке потребность к графической деятельности.
Определить причину возникновения рисования можно только при условии, если проследить характер самой деятельности на разных этапах ее формирования. Что побуждает ребенка брать в руки карандаш, комок глины и действовать ими? Прежде всего, наличие этих материалов, их доступность. Во многих случаях взрослый предоставляет их ребенку, а иногда он находит их сам. Ребенка привлекает возможность двигать рукой с карандашом, что доставляет ему удовольствие. Его движения («чирканье») носят импульсивный характер. Ребенок не может еще предположить, что в результате движений руки появится след на бумаге. У одних детей следы карандаша едва заметны; у других движения энергичны, штрихи сильны и ярки. Ребенку нравится, что на комке глины получаются вмятины, углубления.
В. Штерн, X. Энг, М. Шинн, В. М. Бехтерев, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина показывают, что уже после года ребенок обращает внимание на штрихи, полученные от движений карандашом или пальцами рук, на глине. После полутора лет ему уже не безразлично двигать карандашом по бумаге. У него возникает желание получить яркий след. Именно это является главным побудителем в освоении разных материалов, карандаша, краски, глины.
«Рисуя краской, после того как освоен карандаш, ребенок испытывает удовольствие от процесса закрашивания листа. Все исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок с интересом действует с карандашом, краской. Но деятельность такого рода, возникнув случайно, когда для этого оказались благоприятные условия, так же случайно может и прекратиться, если этих условий в другой раз не окажется» [6, с.132].
Наряду с карандашом, кистью, красками, бумагой необходимы и другие условия – возможность наблюдать графическую деятельность взрослых и поощрение деятельности самого ребенка. Первоначальный период формирования этой деятельности характеризуется последовательностью освоения движений руки с карандашом и кистью. Ребенок постепенно овладевает дифференцированными, все более преднамеренными движениями. Рука делается все более послушной, гибкой и подвижной. Самые первые рисунки отличаются беспорядочностью движений. Отрывистые штрихи, линии без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносятся в случайном направлении. Однако очень скоро они приобретают более организованный характер. Организующим началом выступает двигательный ритм. Однородные движения повторяются многократно. Ребенок двигает рукой, не отрывая карандаша, кисти от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, соответствующие размаху его руки.
Рисованию обычно предшествует предварительное беглое рассматривание листа бумаги. Затем ребенок начинает наносить отдельные штрихи. Зрение на данном этапе еще не регулирует движений, а лишь сопровождает их. Нанося штрихи, ребенок осваивает пространство листа. Можно отметить своеобразный двигательный поиск, который выражается в том, что ребенок изменяет направление линий, штрихов, характер движений (делает прямолинейные, дугообразные, вращательные движения). Поскольку эти изменения являются результатом двигательных поисков, то можно говорить о развитии первоначальной пространственной ориентировки.
Читайте также:
Психолого-педагогический
аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...
Обоснование
гуманистической методологии педагогики
Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее «врастания» в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII–XIX вв.) также демонстрирует, что пере ...
К истории возникновения проблемы компьютеризации
учебного процесса
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отве ...