«Изобразительное искусство обращается к действительности как источнику формирования мира человека. Основа изобразительного искусства – изображение предметного мира в его чувственной форме. Вообще чувственность – это основа искусства, вот почему так важно развивать эмоциональный мир ребенка: чем разностороннее мир эмоций и чувств ребенка, тем большую гамму мира он может воспринять своими чувствами. И помощник в этом – искусство, и изобразительное искусство в частности. Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности как структурный компонент творческого потенциала ребенка. Ребенок учится всматриваться в художественный образ, находить и различать способы его изображения» [1, с.274] .
Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. В процессе формирования и развития у детей художественно-эстетического отношения к искусству главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений, о чем мы уже говорили выше. И в то же время необходимо уделять внимание практической деятельности детей, ведь именно в ней, через приобретаемые умения и навыки и способности самостоятельно их использовать, ребенок постигает самого себя в активном процессе саморазвития.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует начинать в раннем дошкольном возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Проблема изобразительной деятельности детей раннего возраста нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, В. И. Ядэшко, И. А. Лыковой. Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской, Н. Б. Халезовой, Н. П. Саккулиной, Н. Г. Третьяковой, Р. М. Чумичевой.
В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы, данные о некоторых закономерностях изобразительной деятельности развития детей раннего возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Объект исследования – изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования – использование инновационного подхода к изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста;
- рассмотреть педагогическое руководство развитием изобразительной деятельностью детей раннего возраста;
- определить уровень развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;
- представить опыт практической работы по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;
- проанализировать эффективность экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что возможности развития изобразительной деятельности детей в период раннего возраста будут успешными при соблюдении следующих условий:
- создание комфортной среды, которая будет стимулировать ребенка к процессу творчества;
- использование инновационных техник и технологий в работе с детьми;
- взаимодействие педагогов с семьей по развитию изобразительных потребностей ребенка.
Эмпирическая база исследования – ДОУ «Малыш».
В работе использованы методы анализа литературы, методы сравнения, обобщения и наблюдения. Задачи данной работы определили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Читайте также:
Практический опыт педагогического сопровождения коллективной творческой
деятельности учащихся
Коллективные творческие дела (далее – КТД) – это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях [13, 178]. Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются: • с ...
Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...
Воспитательный
потенциал семьи
Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, ...