Курс «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников «Именно в начальной школе нужно воспитывать у детей не потребительские отношения к окружающему миру, а партнерские, которые дают возможность гармонического сосуществования человека и природы». Способствует этому проведение творческих занятий по предмету «Человек и мир» [22, c. 62].
Младшие школьники должны усвоить, что природа – важная ценность. За человеком не признается никаких привилегий в отношениях к окружающему миру только потому, что он разумное существо. Наоборот, наличие разума накладывает на него дополнительные обязательства по сбережению природного окружения. Развитие человека и природы должно восприниматься как взаимовыгодное единство, потому что человек подчиняется тем же законам, что и природа [1, c. 102].
Постепенное усвоение условий жизнедеятельности, связей и взаимосвязей между компонентами природы формирует у учеников ответственное отношение к своему здоровью, здоровью других людей, положению природного окружения, они начинают понимать, что нарушать эти связи нельзя.
Воспитание у детей положительного отношения ко всему живому содействует развитию их моральных качеств. Они учатся чувствовать природу, у них развивается эстетические чувства, чувства сопереживания и сочувствия к другим. При формировании у младших школьников моральных качеств целесообразно использовать такие творческие задания диалоги с растениями, животными, сказочные инсценировки, разыгрывание сценок из жизни и так далее.
Природа является бесценным средством эстетического воспитания личности. «Учитель должен использовать каждый удобный момент, чтобы помочь учащимся видеть, чувствовать красоту каждой травинки, каждого лепестка, цветка, завораживаться шепотом листвы, птичьим пением, журчанием ручья» [6, c. 34].
Определенное место на занятиях занимают творческие задания: при этом используются стихотворения, загадки, пословицы и другой литературный материал. Развитию интереса к предмету будут способствовать такие разнообразные дидактические игры, которые можно проводить как на занятиях, так и во время экскурсий и учебных прогулок [9, с. 40].
Педагогическую практику проходила во 2 «Б» классе ГУО «СОШ №13 г. Бреста» у учителя Буриличевой Ирины Михайловны. Количество детей в данном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемость данного класса средняя.
Была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей школьников.
Таблица 1. Показатели и критерии уровня творческих способностей школьников
критерии |
показатели |
Творческая активность |
С желанием выполняет творческие задания, любит придумывать новое. |
оригинальность |
Нестандартные решения, ответы, рисунки. |
гибкость |
Выдвигает много идей |
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет организация учебной деятельности школьников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работы учителя на уроках по развитию творческих способностей детей.
Читайте также:
Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся
начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного
возраста
Патриотизм (греч. patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходя ...
Исторические
предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в т ...