Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Современное образование » Изобразительная деятельность детей раннего возраста » Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Страница 4

Постепенно от рассматривания готовых изображений воспитатель подводит детей к самостоятельному рисованию. Педагог может провести занятие с небольшой группой (2-3 ребенка). В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, воспитатель рисует домик, а дети цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом, кистью с краской в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ. И хотя с воспитателем рисуют 2-3 детей, остальные с немалым интересом наблюдают, как получается то или иное изображение.

Часто можно наблюдать, как ребенок во время рисования разговаривает, жестикулирует. Исследователи отмечают, что он действует в воображаемой ситуации, а сама деятельность носит синкретичный характер.

«Н. Н. Палагина, исследуя воображение на ранних стадиях онтогенеза, утверждает, что уже около года и на втором году жизни ребенок включается в преобразование предметной среды, получает новые впечатления не только от предметов как таковых, но и от их обыгрывания. По ее словам, формируется «стратегия» игры. Н. Н. Палагина подчеркивает значение народной педагогики, игровых народных приемов, в результате которых происходит «оживление» предмета. В этом процессе активную роль осуществляют действия рук в сопровождении с речью, в диалоговой форме идет общение ребенка со взрослым» [6, с.136].

Начальные проявления воображения, по ее мнению, формируются уже в раннем возрасте, когда возникают три основных фактора генетических предпосылок воображения:

- изначальная активность ребенка;

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в общении и самоутверждении.

Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий .взрослого.

Эти положения Н. Н. Палагиной представляют особый интерес для методики изобразительной деятельности детей раннего возраста. Благодаря широкому использованию народных игровых приемов, в которых происходит взаимодействие речи и движений рук («пальчиковые игры»), производимых взрослым совместно с ребенком, создаются игровые ситуации, что помогает ребенку освоить способы рисования («рисование клубочков для котят», «мячиков для девочки» и т.д.). Активная роль в этом процессе принадлежит взрослому, ребенок включается в игру с интересом и удовольствием. Целесообразно на занятиях рисованием использовать также игровые упражнения, разработанные Е. А. Флериной.

К двум годам в рисунках некоторых малышей появляется преднамеренное изображение. Они с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают им конкретное название («дом», «кошечка», «собачка», «самолет» и т.д.).

«Во второй половине года педагог может показать детям действия с другим материалом – глиной. Процесс лепки требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним – двумя детьми). Воспитатель показывает, как изменить комок глины, нажимая на него ладонью, пальцами. Обычно у детей быстро возникают ассоциации, и они называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой» и т.д. Воспитатель предлагает ребенку повторить эти действия, поощряет стремление поиграть с вылепленной формой. Во время лепки хорошо использовать небольшие по размеру игрушки (белочку, мишку, зайку, матрешку), которых дети с удовольствием «угощают».

Желательно провести сравнение конечных результатов работы: «Какие яркие шарики нарисованы карандашами, а эти шарики вылеплены из глины». Воспитатель предлагает ребенку показать, где шарик нарисован, а где выполнен из глины, просит малыша взять вылепленную форму, прокатить по дощечке. При этом педагог говорит: «Шарик круглый, его можно покатать». Обращает внимание на рисунок: «А этот шарик нарисован, он красного цвета»» [6, с.138].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Организация образовательного процесса
3.1 Самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией. Обучение ведется на русском и татарском языках. 3.2 Образовательный процесс регламентируется учебным планом, разработанным и утвержденным ДДТ на основе примерных учебных планов и программ, курсов ...

Основные формы организации производственного обучения
Формы производственного обучения, как и любого другого обучения, обусловлены различными видами общения (взаимодействия) в зависимости от цели воспитания. Вместе с тем на их особенности влияют характер и содержание труда представителей тех и или иных профессий, а также роль и место профессий в общес ...

Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru