Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий

Современное образование » Формирование психологической устойчивости и социальной адаптации подростка средствами борьбы самбо » Определение инструментария для мониторинга развития подростка в процессе учебно-тренировочных занятий

Страница 1

В силу индивидуального характера многих программ дополнительного образования в идеале для каждого тренера необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи. Вместе с тем для облегчения создания таких методик тренерам целесообразно предложить общую схему (матрицу) диагностики образовательных результатов, которая может быть наполнена конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.

В реальной практике дополнительного образования детей оценка образовательной деятельности ребенка обычно осуществляется по учебным (чаще предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другим знакам отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны.

Однако, такой подход можно рассматривать как односторонний. Во-первых, у разных детей - разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материала, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты.

Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер; наконец, не секрет, что их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому тренеру. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

учебным (фиксируются предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы);

личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном объединении, секции).

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе предложен в Приложении 3.

Графа "Показатели (оцениваемые параметры)"

фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогами в программу. Ожидаемые результаты как раз и могут стать для нас тем стандартом в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года.

Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп.

1 группа показателей - теоретическая подготовка ребенка. Она включает:

теоретические знания по программе (то, что обычно определяется выражением "дети должны знать");

владение специальной терминологией по тематике программы (т.е. набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета);

2 группа показателей - практическая подготовка ребенка. Она включает:

практические умения и навыки, предусмотренные программой (то, что обычно определяется выражением "дети должны уметь");

владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;

творческие навыки ребенка (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

3 группа показателей - общеучебные умения и навыки ребенка. Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. Здесь представлены:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Функции толерантности
1. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинс ...

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании
Применение мультимедиа-технологий способно вывести учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Мультимедиа как с ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru