Формирование самооценки

Страница 1

Откуда самооценка вообще берется? Первоначально это - присвоение ребенком оценки родителей, которая проявляется уже с обнаружения беременности. Ребенок воспринимает ее однозначно, как белое или черное, да или нет - без переходных тонов. Если родителями демонстрируется безусловное принятие (замечательно, что родился ребеночек, и причем именно такой!), то и ребенок относится к себе хорошо, чувствуя, что он любим и желанен. Если же родители отвергают дитя (нежеланная беременность, ребенок родился не того пола, которого хотелось, он нездоров и пр.), ребенок чувствует свою неуместность, отрицательное отношение к себе и принимает это как должное, начиная относиться к себе как к обузе.

Позже, примерно с двух лет, самооценка начинает дифференцироваться: "Когда я голодный, я злой, а сытый - добрый" или "Да, я медленно бегаю, зато здорово рисую и умею мыть посуду!" Здесь силу набирает стиль воспитания, принятый в семье. Поощрения (подарки, поцелуи, слова ободрения), поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работают на формирование позитивной оценки себя, а наказания и игнорирование - на попытку найти поощряемый вариант и негативную оценку себя в настоящем. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения (ребенок получает только похвалы или только наказания, что бы ни сделал), эта неадекватность переходит в неадекватную самооценку.

Помимо действий важны слова. То, что говорят родители, проецируя свои ожидания или надежды на ребенка, также сохраняется в детской памяти. Слова взрослых могут стать "путеводителем по жизни" в одном случае или "вредными советами", где все нужно делать строго наоборот, в другом: "Ты такой славный, такой же неудачник, как я"; "Ты обязательно станешь зубным врачом, воплотишь мою мечту, ведь мне самому не удалось"; "Главное - рассчитывать только на себя и никогда не расслабляться, тогда добьешься всего, чего захочешь" . На этом этапе детская самооценка зависит от особенностей семейной воспитательной политики.

Но не все педагогические ухищрения заканчиваются ожидаемо: и у родителей, и у детей есть природой данные характеристики, которые нельзя изменить. У некоторых людей изначально несколько занижена самооценка, и это их естественное состояние (П.Волков описывает людей, "всегда живущих в норках", хотя изредка они выбираются во дворец). У других - как правило, обладателей сильной нервной системы и избыточной активности -самооценка, наоборот, завышена, а критика не оказывает на них никакого действия.

Часто бывает, что эти черты "передаются по наследству": тогда, сколько родители не бьются, вырастает кто-то удивительно на них похожий. А бывает, что у сильных, энергичных родителей рождается нежный, чувствительный ребенок, который совсем не похож на них: ждут, что он будет кричать, драться, непрерывно что-то делать - а ребенок читает себе в углу книжку и читает . Или наоборот, у астеничных, хрупких родителей дитя оказывается крупным, громким и активным, подавляет их каждым своим шагом . Важно учитывать и сходства, и различия "отцов и детей": что-то станет понятнее, с чем-то придется смириться, но многие конфликты удастся предотвратить.

Принято считать, что высокая самооценка - это всегда хорошо, а низкая - плохо. Но говорят также, что наши недостатки - продолжение наших достоинств. Оптимизм, уверенность, активность и инициативность человека с высокой самооценкой могут обернуться низкой самокритичностью, агрессивностью, высокомерием . А пессимизм и неуверенность в своих силах низко себя оценивающего человека нередко способствуют большей реалистичности в постановке задач, вниманию к ошибкам, чуткости в отношении других людей . Сложно с уверенностью утверждать, что какой-то из видов самоощущения лучше. Нужно всегда уточнять: в какой ситуации и исходя из каких ценностей?

Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Низкая самооценка не дает способностям ребенка полностью раскрыться. А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребенок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнет все расставлять на свои места.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

История исследования проблемы толерантности
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологи и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Социальная адаптация детей среднего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте очень важна полоролевая социализация дошкольников. Развитие у девочек таких качеств, как женственность, мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность стремление к красоте; а у мальчиков – мужественность, практичность, бережливость и умение ценить каждую вещь. Для этог ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru