Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности [13, 145].
Тема направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества. В.А. Дмитриенко отмечает отсутствие фундаментальной модели творческой деятельности и ее построение особо «актуально для современной педагогики творчества, большинство развивающих программ пока основаны на эмпирическом анализе практики» [21, 180]. На данный момент мы придерживаемся логики в исследовании творческой деятельности, представленной в концепции Я.А. Пономарева [22, 132].
Осуществляя задание творческой деятельности учащихся в школе, мы предполагаем формирование таких способностей, которые являются общими для различных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой» [8, 120], в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования, гуманитарные исследования, математические исследования имеют свою особую специфику.
Рассмотрим существенные характеристики творческой деятельности учащегося, которые должны быть представлены в образовательном пространстве школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой.
«Институционализированность» творческого действия ребенка, что предполагает обязательное наличие для ученика в образовательном пространстве школы значимых «мест» для признания и стимулирования творчества. Например, творческий экзамен в конце года, научно-практическая конференция школьников, предметные курсы по выбору и представление итоговых работ на школьной годовой выставке.
Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия ребёнка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других» [21, 43].
Особая эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие эмоциональной вовлеченности ученика в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена (1959), – «принятие друг друга и стимулирование деятельности друг друга» [5, 113]. Дальнейшие исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей. В работах В.А. Сухомлинского, Л.И. Акатова, К.Д. Радиной подчеркивается важная роль эмоциональных состояний, которые рассматриваются как импульс коллективной деятельности [24, 34]. Другая принципиальная связь эмоций и деятельности представлена в исследованиях А.В. Петровского, где доказано, что содержательная деятельность группы во многом определяет эмоциональную групповую идентификацию [20, 159]. Мы рассматриваем оба вида связи эмоций и творческой деятельности. Наличие определенных эмоций как условия творческого действия ученика мы называем «эмоциональной атмосферой творчества», делая акцент на переменчивости, событийности творческого действия, характеристиках, присущих этой атмосфере. Описание отличий «эмоциональной атмосферы» и «эмоционального климата» представлено в работе И.Д. Фрумина «Тайны школы» [15, 103]. Второй вид связи нами представлен следующим образом: возникновение определенных эмоций ребенка, стимулирующих его творчество, в процессе его учебно-исследовательской деятельности. Для одних учащихся эмоциональная вовлеченность в процесс решения какой-либо задачи в предмете становится постоянным источником движения в освоении этого предмета. Для других учащихся определенный эмоциональный настрой задает направление, траекторию их дальнейшего творчества, становится условием выбора ими определенного жанра творческой работы.
Читайте также:
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья
Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты ...
Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я ...
Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным
учреждением
образовательный школа кадровый трудовой К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся [15, с. 133]: 1.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». 2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3.Гражд ...