Открытие учеником чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, открытие заново какого-либо знания самим учащимся или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Учащийся начинает ощущать себя творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной области, либо приобрести его (интерес). Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.
Отметим, что не всё из перечисленных нами характеристик творческой деятельности являются очевидными и общепринятыми. С одной стороны, возможно наличие стереотипа в сознании учителей о том, что для творческой деятельности ученика достаточно озадачивания какой-либо проблемой, решением нестандартной задачи и открытием нового способа, т.е. того, что возможно сделать в рамках классно–урочной системы, а создание определенной атмосферы творчества не укладывается в жесткие рамки данной системы и становится определенной «зоной напряжения», что требует поиска других форм соорганизации взрослого и ребенка. С другой стороны, мотивация соревновательности, присущая классической системе образования, недооценивает принятие и поддержку учащихся в деятельности, необходимую для творчества. Отсюда, возможно возникновение напряжений, т.к. требуется определенная перестройка системы образования и самой личности учителя.
Поставим задачу конструирования системы условий для возникновения творческой деятельности учащихся. Мы выделяем следующие условия:
1. Открытость обучения предмету, понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности.
2. Открытость обучения позволяет задать ещё одну характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия учеником чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению его ответственного выбора.
Об открытой позиции преподавателя, создающей условия для свободного выбора ребёнка, его творческого самоопределения, пишет Ю.В. Сенько [23, 132]. При такой организации деятельности, когда цель учения для ребенка связана с приобретением личностного смысла, учебную деятельность можно рассматривать как творческую. Мы говорим от открытой позиции учителя основной школы при обучении предмету.
В своих работах Б.Д. Эльконин, И.Д. Фрумин пишут о важности поляризации образовательного пространства в образовании. Наличие «мест общения в образовательном пространстве, свободных от контроля взрослых, допускающих спонтанное, свободное поведение детей» [16, 190] играет большую роль в появлении детско-взрослых общностей, где действуют нормы принятия и поддержки, необходимые для творчества. Разные «предметно-пространственные формы задания разных содержаний жизни» [16, 196] в классе благодаря внешней обозримости представляют для подростка «веер, многообразие различных содержаний» [16, 201], дают возможность выбора и способствуют созданию определенных условий для творчества подростка. За счет поляризации пространства и многообразия содержаний, представленных в нём, задаётся вторая характеристика творческой деятельности: «многообразие и событийность творческого действия» [16, 203].
Построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения учащимся индивидуального маршрута. Демонстрация учениками продуктов собственной творческой деятельности.
Читайте также:
Основные направления реформы образования
Термин "реформа" произошёл от латинского слова "reformo"– преобразовываю и в словарном толковании означает преобразование, изменение, переустройство общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, нововведение любого содержания в той или иной мере св ...
Поэтика волшебных сказок
"Сравнительный указатель сюжетов" включает 225 сюжетообразующих мотивов волшебной сказки, самые популярные из которых (“Победитель змея”, “Бой на калиновом мосту”, “Три подземных царства”, “Смерть Кащея в яйце”, “Чудесное бегство”, “Звериное молоко”, “Мачеха и падчерица”, “Сивко-Бурко”, “ ...
Разработка личностно –
ориентированных уроков по теме «язык разметки гипертекста»
Начну с того, что попытаюсь обосновать количество часов, отведенных мною на изучение этой темы. В настоящее время многие обучающиеся имеют доступ к работе на компьютере во внеучебное время. (дома, у друзей, в компьютерных клубах) и как правило они имеют опыт при работе со многими программами (в т.ч ...