Коллективные творческие дела (далее – КТД) – это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях [13, 178].
Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:
• сочетание индивидуального и коллективного творчества;
• коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
• ответственность каждого за результат общего дела;
• творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;
• самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;
Подготовка и организация коллективных творческих дел
Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела будут следующие:
• ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
• разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
• формирование потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД. Главные особенности планирования КТД:
• высокая мотивация и активность каждого участника;
• осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;
• стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в т. ч. и не принятых для реализации;
• признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;
• возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;
• учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;
• поступательное усложнение содержания.
Подведение итогов – это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.
Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др.
Алгоритм проектирования творческого дела:
1. Формирование «образа желаемого результата».
2. Соотнесение его с реальной ситуацией.
3. Определение способов достижения этого образа.
4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.
5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.
6. Внесение необходимых корректив.
Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:
• консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;
• актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;
• отбор специальной литературы, информации для конструирования
содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;
• конструирование модели системы подготовки и организации КТД;
• определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;
• осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;
• определение условий для оптимальной реализации проекта;
• составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;
• конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;
• прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
• выработку чёткой позиции на целевое управление.
Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребёнок.
В результате нашего практического опыта была доказана необходимость в педагогическом сопровождении по организации коллективной творческой деятельности учащихся в процессе подготовки и реализации школьниками праздника, посвящённому педагогам-ветеранам, вышедшим на пенсию. В ходе подготовки к мероприятию учащимся нужно было самим подготовить номера, сделать подарки для педагогов, а также продумать и написать сценарий концерта. Конечно же, у многих возникали вопросы: «С чего начать?», «Как правильно?», «А что, если…?» и т.п.
Читайте также:
Образование
как педагогический процесс. Категориальный
аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначае ...
Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельност ...
Перспективы
развития педагогической профессии
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроблении, сколько в развитии все более совершенных и эффективных обо ...