На первом этапе детям предлагаются упражнения в сопряженной и отраженной формах речи. Материалом для этих занятий служат наглядные пособия. Плавность речи отрабатывается в заученных фразах, стихотворных текстах, широко используются декламации. На втором этапе в ситуативном диалоге дети отвечают на вопросы по знакомой картинке, описывают картинку и пересказывают прослушанный текст. При ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести самостоятельно. Вопрос задают таким образом, чтобы ребенок мог почти отраженно повторить весь вопрос в своем ответе. Тем самым, постепенно совершается переход от отраженной речи к описанию картинок, самостоятельному произнесению фразы, но еще подкрепленной зрительно игрушкой или картинкой. Для самостоятельного описания картинок детям сначала предлагают уже знакомый материал. Особое внимание предлагают обращать внимание на грамматически правильное оформление фразы.
При пересказе прослушанного текста используют наглядный материал, развивается слуховое внимание и память заикающихся детей. Вырабатывается выразительность, правильная интонация путем подражания речи логопеда. Эффективным приемом является пересказ текста своими словами.
На третьем этапе закрепляются приобретенные навыки плавной речи в спонтанной речи (в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игр, занятий, бесед). Детям предлагают задания на составление самостоятельно творческих рассказов на заданную тему или слово.
Особое место в методике логопедической работе с заикающимися детьми Н. А. Власова и Е. Ф. Рау уделяют развитию внимания, памяти, указывают на необходимость проведения логопедической ритмики, которая включает упражнения для регуляции мышечного тонуса, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма. Особый акцент на этих видах деятельности рекомендуется делать с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания. Так же говорится о важности работы с родителями заикающихся детей.
Эта система не потеряла своей актуальности до настоящего времени и предложенные приемы логопедической работы Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау используются в логопедической работе с заикающимися разных возрастных групп.
В 1958 году Р. Е. Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи у заикающихся детей, а ее последователями была разработана целостная система психолого-педагогического воздействия на заикающихся детей дошкольного и школьного возраста (Н. А. Чевелева, С. А. Миронова. А. В. Ястребова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).[6, 17]
С 1960 года в нашей стране развертывается сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи, и организовываются группы для заикающихся детей, в которых широко начинает использоваться методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н. А. Чевелевой (1965).[4] Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной к контекстной, а затем на протяжении дошкольного возраста эти речевые формы сосуществуют. Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую и предваряющую.
1. Подготовительный период, во время которого организуется речевой режим заикающихся детей. Он заключается во временном ограничении речи самих детей и развитии слухового внимания к речи окружающих.
2. Основной формой речи, которой дети пользуются в этот период является сопровождающая речь по поводу одновременно совершаемых ими действий с опорой на конкретные, наглядные предметы или действия: а) называние предметов, находящихся перед глазами ребенка (Это ручка. Это стол); б) называние действий, производимых взрослым (Вы положили шарик. Достаньте линейку.); в) называние действий, производимых в момент речи самим ребенком (Я загибаю уголок. Режу ножницами.). 3. В этот период дети переходят к описанию уже выполненных действий (Я разрезал листок. Я загнул уголок.). Зрительная опора постепенно убирается. Дети пользуются завершающей формой речи. 4. Происходит усложнение формы речи (предваряющая форма речи) – дети рассказывают о том, что они намерены делать (Сначала я надену ботинки, потом шапку, а потом – пальто.). У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении. 5. Закрепление навыков в самостоятельной речи.
Читайте также:
Место сюжетно-ролевых игр в системе средств формирования
личности
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется т ...
Анализ особенности словаря детей
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 82 г. Ангарска В исследовании принимало участие 38 детей - две группы: экспериментальная и контрольная. 1. Изучить уровень развития словаря детей третьего года жизни. 2. Разработать методику использования разнообразных приемов работы на занятиях с игруш ...
Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач
Задача1.Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки? (,) -Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около . А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпа ...