Занимательность на уроке может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока, например, опрос в виде интервью, путешествие в сказку и т.д.
Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям – все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса.
По утверждению Г.И. Щукиной, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития [14].
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлением, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Средним уровнем является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадок, активного оперирования имеющимися знаниями. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых школьника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого он происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает в сущность, чтобы обнаружить закономерности.
Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, и выявлению закономерностей. Этот уровень сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимо движении ученика, который обнаруживает глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого.
Указанные уровни познавательного интереса довольно обобщенно рисуют нам тенденцию его развития. В реальном процессе путь, преодолеваемый познавательным интересом характеризуется более тонкими, сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую. Но при всем этом, учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник.
Таким образом, познавательный интерес, будучи разновидностью интереса, вообще, является существенным качеством личности, направленным на овладение знаниями и способами познавательной деятельности. Главным в познавательном интересе является переработка знаний, связанная с активными поисками существенных связей и отношений в изученных явлениях. Познавательный интерес является образованием, формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес, возможно, сформировать в младшем школьном возрасте, при этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.
Читайте также:
Методика изучения квадратных уравнений
С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для изучения данной темы по программе для общеобразовательных учреждений отводится 26 часов [8, 151]. Основная цель - выработать уме ...
Преимущества и недостатки компьютерных
обучающих систем
Проблемы компьютеризации обучения можно рассмотреть со стороны объективных и субъективных факторов. Объективные факторы. К этой группе проблем можно отнести: недостаток необходимого комфорта при работе с ПК (жесткая привязанность к месту, рабочей позе и размеру экрана). В настоящее время это недост ...
Генезис тестирования в образовании
Первый этап: около 40 тыс. – 4-3 тыс. лет до н. э. В рамках этого этапа воспитание и обучение носили коллективный характер, и система испытаний веками оставалась практически неизменной. Второй этап: от рубежа IV – III-го тысячелетия до н. э. до середины XYII-го в.(эпоха Нового времени). На этом эта ...