Взаимоотношения детей в играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства.
Общественное поведение детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре.
Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с группой заикающихся детей из 4 – 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).
Учитывали следующее:
ребенок сам выполняет правила игры, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;
характер взаимоотношений детей в игре: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства;
отношения ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш.
Степень игровой активности. Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.
Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.
Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтую при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.
Группа В – дети принимают тему игры и роль от сверстников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих.
Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.
Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей.
Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх.
В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечали:
повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии;
Читайте также:
Основные этапы построения модели в социально-педагогическом исследовании
Выделяют четыре основних этапа построения модели в социально-педагогическом исследовании. Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо суще ...
Обучение на расстоянии - что это такое
В современных социально- экономических условиях возможность получения заочного и вечернего образования очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения квалификации, и здесь дистанционное образование является незаменимым механизмом получения качественного образования. Информа ...
Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...