взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
завязать ленту узлом, бантом.
В ходе исследования моторики детей 2 – 7 лет мы фиксировали:
координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
чувство равновесия (есть, нет);
осанку (правильная, неправильная);
объем выполнения движений (полный, неполный);
переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
сопутствующие движения (есть, нет);
наличие леворукости, амбидекстрии;
мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкнезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, - слабо или ярко выраженные).
Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка мы обобщилм по следующим параметрам.
Нормальная моторика:
сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;
сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, подскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. д.);
вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
выразительна и эмоциональная мимика лица.
Нарушения моторики:
повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
моторная напряженность , скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Какой – либо ситуации, от наличия логофобии.
Для исследования подражательности предлагали детям разного возраста следующие задания:
Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:
повторить за логопедом предложения из 3 – 4 слов;
по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);
нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6 – 7 колец);
построить из кубиков воротца;
отобрать две одинаковые куклы из четырех;
подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.
Задания для детей четырех лет – пятого года жизни:
повторить за логопедом фразу из пяти слов;
по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»;
построить домик, забор, воротца из строительного материала;
раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).
Задания для детей пяти лет – шестого года жизни:
по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).
Задания для детей шести лет – седьмого года жизни:
после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.
Таким образом мы зафиксировали:
подражание полное;
подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца);
подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);
отказ от подражания.
Для исследования импресивной речи предлагали следующие задания:
Задания для детей двух лет – третьего года жизни:
показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;
Читайте также:
Социальная адаптация детей среднего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте очень важна полоролевая социализация дошкольников. Развитие у девочек таких качеств, как женственность, мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность стремление к красоте; а у мальчиков – мужественность, практичность, бережливость и умение ценить каждую вещь. Для этог ...
Оценка социально-экономической эффективности дошкольного образования
Подготовка детей к обучению в школе – многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые в различных областях зна ...
Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не я ...