Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника

Страница 2

Внимание ребенка дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. Интересные для дошкольника события, действия, образы быстро запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик (сказки, рассказы, диалоги из фильмов) [67].

На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей данного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память, благодаря которой дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. К дошкольному возрасту у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы [52].

Формирование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти.

3.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного запоминания у дошкольников. В младшем и среднем дошкольном возрасте запоминание и воспроизведение являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала, который включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что–либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Первые специальные перцептивные действия выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К 6—7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала.

Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно – действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно – образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно – логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Н.Н. Поддьяков выделил шесть этапов развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие: 1) ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен, манипулируя вещами решать задачи в наглядно – действенном плане; 2) в процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует; 3) задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов, возникает элементарная форма рассуждения вслух, неотделенного от выполнения реального практического действия; 4) задача решается ребенком по заранее составленному и внутренне представленному плану, в его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобных задач; 5) задача решается во внутреннем плане с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами; 6) решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан психологом, заключается в том, что у детей пройденные этапы в развитии мыслительных действий полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются более совершенными. Детский интеллект в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно–действенное, наглядно–образное и словесно–логическое [51].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

История социальной работы со слабослышащими детьми за рубежом
Задачи: Изучить особенности зарождения социальной помощи в целом и в т. ч. детям с нарушениями слуха. Рассмотреть основные периоды становления социальной помощи детям с нарушениями слуха. Изучить особенности периода возникновения профессиональной социальной помощи детям с нарушениями слуха. Определ ...

Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru