Как недостаток следует отметить отсутствие в программе установки на комментированное чтение повести «Капитанская дочка» в процессе работы над ней, недостаточное освещение вопросов формирования теоретико-литературных понятий.
В учебнике по русской литературе для 8 класса киргизской школы разъяснения незнакомых слов в основном выносятся на постраничные сноски, но не учитываются многие лексические трудности и объяснения не всегда обеспечивают полноценное восприятие текста во время чтения учащимися школы с киргизским языком обучения.
Рассматривая недостатки учебника по русской литературы для киргизской школы, мы коснулись и проблемы адаптации художественных текстов в этом учебнике.
Художественная проза в этом учебнике, на наш взгляд, излишне сильно адаптирована. Для изучения из повести «Капитанская дочка» берутся лишь отдельные отрывки, которые к тому же сильно сокращены. Эти отрывки могут дать учащимся лишь самое общее представление о сюжете, героях, идейной направленности, языковых и эстетических ценностях созданного художником слова.
В учебниках-хрестоматиях по русской литературе в школах с киргизским языком обучения представлен комментарий к тексту и специальные задания, направленные на выработку умения «вчитываться» в художественное произведение. Комментарий содержит историческую справку о событиях, послуживших основой для их написания, разбор идейно-художественного содержания, толкование отдельных фраз, строк.
Однако статья в учебнике, вопросы и задания к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» не создают учащимся условий для высказывания самостоятельных суждений, оценок, недостаточно способствуют проведению анализа художественного произведения в единстве содержания и формы, не раскрывают русско-киргизские литературные связи, не нацеливают школьников уделять пристальное внимание словесно-образным средствам художественного изображения.
Таким образом, большинство методистов, авторов методических рекомендаций к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», считают необходимым давать историко-культурный комментарий к произведению, но, как правило, методика изучения повести оставлена на усмотрение учителя, работающего со школьниками. Из приёмов комментирования в отдельных случаях упоминается только приём комментированного чтения, аспекты которого определены недостаточно обстоятельно и отчётливо.
Читайте также:
Социальная дезадаптация
По мере взросления ребенок должен прожить определенные этапы эмоциональных отношений с матерью, отцом, окружающими людьми. И если этого не происходит, у подростка появляется задержка развития эмоциональной сферы, и он становится предрасположенным к правонарушению и преступлению. Наверное, нельзя го ...
Анализ результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии были использованы тестовые параметры: 1. 4-ый лишний – выбор 2. 4-ый лишний – аргумент 3. зрительные аналогии – выбор 4. зрительные аналогии – аргумент 5. процесс кл ...
Содержание и методика патриотического воспитания старших
дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем. Успеха в данном вопросе воспитания можно дос ...