Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления

Современное образование » Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления

Страница 3

Образовательная система в России характеризуется и неравенством доступа особенно к высшему образованию в различных регионах страны.

Поскольку в условиях централизованной командно-административной системы принципы управления высшей школой определяли экстерриториальный характер деятельности учебных заведений, их отрыв от нужд региональных систем, постольку сложившаяся в стране региональная структура высшего образования характеризуется неадекватностью и неравенством развития.

Доступ к высшему образованию характеризуется существенной неравномерностью (это без учета различий в качестве образования, доступа к информации) - плотность обучающихся в вузах варьирует для различных регионов значительно сильнее, чем, например, для средних специальных учебных заведений.

Превращение образования во второй половине ХХ века в большинстве стран мира из доступного преимущественно элите в массовое поставило перед образовательной системой наряду с проблемой равенства доступа к обучению множество других сложнейших проблем. Как совместить широкий доступ к образованию и его высокое качество, как обеспечить соответствие образовательных запросов личности и общества - эти вопросы стали чрезвычайно актуальными.

Важнейшим аспектом кризиса образования, связанным с проблемой его качества, является проблема преподавателей, а точнее, необходимой их квалификации, которая обусловлена, во-первых, более быстрым расширением сферы образования, чем экономики в целом; во-вторых, трудоемкостью и «кустарным» характером преподавательского труда; в-третьих, оттоком квалифицированных кадров из образования в другие отрасли экономики с более высоким уровнем зарплаты и иными причинами.

Обострилась проблема качества образования и в связи с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые 10-15 лет объем информации удваивается, классический учебник и учитель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.

Кризис образования проявляется в разных формах и направлениях, но наиболее очевидно и последовательно кризис образования проявляется в его финансировании.

Особенно обострились проблемы государственного финансирования образования. Бурное расширение сферы образования с середины ХХ века сопровождалось существенным увеличением государственных субсидий на нее. В 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемая на нужды образования, За первую половину 60-х годов в мире государственные затраты на образование возросли вдвое, а во второй половине 60-х годов - еще более чем наполовину. Хотя в 70-х годах наметилась тенденция к стабилизации темпов роста государственных затрат на образование, тем не менее во многих странах эти затраты росли вплоть до 80-х годов. С начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.

Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву часто называют «государством в государстве») на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.

В России общая для большинства стран тенденция к сокращению государственного финансирования системы высшего образования усиливается общими экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов на просвещение и подготовку кадров в общих расходах федерального бюджета последних лет имела тенденцию к падению.

В настоящее время систем высшего образования, которые не испытывают финансовых затруднений, даже в высокоразвитых странах крайне мало, но и их число в наши дни сокращается. Практически во всех странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, началось сокращение финансирования высшего образования в конце 70-х - начале 80-х годов. Вплоть до 1990 года Франция и Финляндия были исключением, поскольку в этих странах на высшее образование бюджет не урезался, Но в 90-х годах финские университеты столкнулись с уменьшением ресурсов (в 1991 г правительство объявило о значительном сокращении государственных затрат во всех областях, включая образование). В последние годы в число нуждающихся попали и вузы Исландии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом процессе дидактической игры
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, ...

Этапы адаптации
Адаптация – длительный процесс, который необходимо вести в два этапа, отмечает Теплюк С. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей. Первый этап – подготовительный – начинается с первого общего родительского собрания, которое администрац ...

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
творческое воображение ребенок дошкольный Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru