Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.
В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».[14]
В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение.
Поэтому считаем, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:
· сенсорик или интуатив;
· экстраверт или интроверт;
· левополушарный или правополушарный тип;
· сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
· каков уровень его познавательной потребности (УПП);
· какая степень мотивации к обучению вашему предмету.
Это можно сделать с помощью тестов. При этом ребенку самому интересно знать про себя все. А вот когда у учителя будут такая информация о каждом его ученике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности.
Направления использования здоровьесберегающих технологий:
· Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.
· Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.
· Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению.
Поэтому преподавателю на своих уроках необходимо отслеживать здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).
Главный упор, который педагог должен делать на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения.
Например, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала. [Таб. 1]
Таблица 1 Гигиенические критерии рациональной организации урока по Н. К. Смирнову
Факторы урока |
Гигиенически рациональный урок |
Плотность урока |
Не менее 60% и не более 80% |
Число видов учебной деятельности |
4-7 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
Не более 10 минут |
Частота чередования различных видов деятельности |
Смена не позже чем через 7-10 минут |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими нормами |
Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Физкультминутки |
Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений). |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Момент наступления утомления учащихся |
Не ранее чем через 40 минут |
Читайте также:
Методика провидения занятий и специальные упражнения для глазных мышц
Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мыш ...
Приёмы обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных
классов
При обучении эвенскому языку детей особое значения приобретает выбор методических приемов проведение разговорных уроков. Чем разнообразнее интереснее будут приемы, активизирующие изучаемый языковой материал тем легче и лучше овладевают дети эвенским языком. Овладение новым языком представляет собой ...
Социально-психологический аспект социальной работы со
слабослышащими детьми
Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности слабослышащих детей и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, посо ...