Наиболее полноценные игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.
Установление в режиме дня специального времени для игры - важнейшее педагогическое условие существования игры, как самостоятельной деятельности и использование её как формы организации детской жизни и средства воспитания.
Место игры в педагогическом процессе определяется и её взаимосвязью с трудом и обучением.
Обучение.1) Знания, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые интересы, находят отражения в разнообразных играх.
2) В процессе обучающих занятий используются игровые методы и приемы обучения.
Труд. 1) Ручной труд непосредственно связан с игрой.
2) Дошкольниками поддерживается порядок в игровом уголке.
3) Формирование трудовой деятельности требует включение исследования В.И. Лошкова, М.В. Крулехт.
4) Труд организация в форме игры.
5) В игре отражается труд взрослых, для детей игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает, как ведущая действительность, тесно переплетаясь с трудом и обучением.
В педагогике игра рассматривается как важнейшее средство воспитания личности ребенка. В игре ребенок выступает как субъект деятельности.
Объединяясь в играющие коллективы, дети выступают между собой в разнообразные отношения, активно отражают жизнь и деятельность взрослых.
Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность психического развития ребенка. ( Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Б. Г, Ананьев, А. П. Усова, С. А. Рубинштейн).
В игре происходит ориентация ребенка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев). Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых, знаний, умений и навыков, способов действия моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.
Психолого-педагогические исследования показывают большое влияние игры на формирование мотивационной сферы личности ребенка. Самое главное в этом процессе – появление соподчинения мотивов, в котором главенствующее место начинают занимать общественно значимые (7.С.105-106).
На основе освоения социального опыта взрослых, осуществляемого в игре, происходит развитие разнообразных сил и способностей ребенка: умственных, физических, и эстетических. Далее эти способности совершенствуются в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общении и др.)
Исследования, проведенные под руководством А. П. Усовой, раскрыли значение игры как средство формирования детского общества, как формы организации жизни детей. В этом также проявляется социальная сущность игры. Исследования выявили два вида отношений, в которые вступают дети в процессе игры: один вид определяется содержанием игр (в ролевых играх – ролевые отношения, другой вид – это реальные отношения между детьми, когда они договариваются об игре, распределяют роли, контролируют выполнение правил и т.д.).
Реальные отношения, сопровождающие игры детей, являются основой организации детского общества. Это в свою очередь, делает игру формой организации их жизни. В процессе разнообразных игр развивается самоорганизация детей, формируются и появляются качества «общественности»: способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям детского общества и т.д.
А. П. Усова отметила наличие нескольких ступеней в развитии объединении детей в игре.
Первая ступень – формирование игр «рядом». Она характерна для игр детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этих играх дети проявляют интерес игре сверстника,
удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует их индивидуальное поведение в игре. В этот период дошкольники должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относиться к играющим рядом.
Вторая ступень – первые игровые объединения детей. Одни из них объединяются на основе чисто механического взаимодействия - по месту игры, по привлекательности действия. Существование таких игровых групп кратковременно. Более устойчивы объединения на основе интереса к содержанию игры. Играющие группы составляются уже более изобретательно:
одних детей привлекают дидактические игры, других – подвижные, третьих – творческие и т.д. Задача воспитателя на данной ступени состоит в том, чтобы формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.
«Игры не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу.
Читайте также:
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...
Работа с "трудными подростками"
Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися. Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонаруше ...
Теории мышления в психологии. Развитие мышления
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о ...