«Игра как средство психического развития ребенка»

Страница 3

Наиболее полноценные игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр: творческих, подвижных, дидактических.

Установление в режиме дня специального времени для игры - важнейшее педагогическое условие существования игры, как самостоятельной деятельности и использование её как формы организации детской жизни и средства воспитания.

Место игры в педагогическом процессе определяется и её взаимосвязью с трудом и обучением.

Обучение.1) Знания, глубокие впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, формируют детские игровые интересы, находят отражения в разнообразных играх.

2) В процессе обучающих занятий используются игровые методы и приемы обучения.

Труд. 1) Ручной труд непосредственно связан с игрой.

2) Дошкольниками поддерживается порядок в игровом уголке.

3) Формирование трудовой деятельности требует включение исследования В.И. Лошкова, М.В. Крулехт.

4) Труд организация в форме игры.

5) В игре отражается труд взрослых, для детей игра имеет особое значение. У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает, как ведущая действительность, тесно переплетаясь с трудом и обучением.

В педагогике игра рассматривается как важнейшее средство воспитания личности ребенка. В игре ребенок выступает как субъект деятельности.

Объединяясь в играющие коллективы, дети выступают между собой в разнообразные отношения, активно отражают жизнь и деятельность взрослых.

Следовательно, через игру осуществляется социальная обусловленность психического развития ребенка. ( Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Б. Г, Ананьев, А. П. Усова, С. А. Рубинштейн).

В игре происходит ориентация ребенка в самых общих, самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев). Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых, знаний, умений и навыков, способов действия моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы.

Психолого-педагогические исследования показывают большое влияние игры на формирование мотивационной сферы личности ребенка. Самое главное в этом процессе – появление соподчинения мотивов, в котором главенствующее место начинают занимать общественно значимые (7.С.105-106).

На основе освоения социального опыта взрослых, осуществляемого в игре, происходит развитие разнообразных сил и способностей ребенка: умственных, физических, и эстетических. Далее эти способности совершенствуются в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общении и др.)

Исследования, проведенные под руководством А. П. Усовой, раскрыли значение игры как средство формирования детского общества, как формы организации жизни детей. В этом также проявляется социальная сущность игры. Исследования выявили два вида отношений, в которые вступают дети в процессе игры: один вид определяется содержанием игр (в ролевых играх – ролевые отношения, другой вид – это реальные отношения между детьми, когда они договариваются об игре, распределяют роли, контролируют выполнение правил и т.д.).

Реальные отношения, сопровождающие игры детей, являются основой организации детского общества. Это в свою очередь, делает игру формой организации их жизни. В процессе разнообразных игр развивается самоорганизация детей, формируются и появляются качества «общественности»: способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми, подчиняться требованиям детского общества и т.д.

А. П. Усова отметила наличие нескольких ступеней в развитии объединении детей в игре.

Первая ступень – формирование игр «рядом». Она характерна для игр детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этих играх дети проявляют интерес игре сверстника,

удовлетворение по поводу игры вместе, хотя фактически еще не объединяются. Дети играют под непосредственным воздействием взрослого, который организует их индивидуальное поведение в игре. В этот период дошкольники должны научиться самостоятельно, длительно и сосредоточенно играть с той или иной игрушкой, дружелюбно относиться к играющим рядом.

Вторая ступень – первые игровые объединения детей. Одни из них объединяются на основе чисто механического взаимодействия - по месту игры, по привлекательности действия. Существование таких игровых групп кратковременно. Более устойчивы объединения на основе интереса к содержанию игры. Играющие группы составляются уже более изобретательно:

одних детей привлекают дидактические игры, других – подвижные, третьих – творческие и т.д. Задача воспитателя на данной ступени состоит в том, чтобы формировать у детей разнообразные устойчивые игровые интересы.

«Игры не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу.

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в т ...

Средства формирования гуманистической направленности детей старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...

Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru