Отечественный и мировой опыт управления школой

Современное образование » Основные принципы образовательной политики в России » Отечественный и мировой опыт управления школой

Страница 1

К началу XXI века российское образование в результате реформирования, осуществлявшегося в 1990-е годы, претерпело весьма значительные изменения. Перемены затронули структуру, содержание образования, его организацию. Система российского образования стала более гибко реагировать на потребности государства, общества, полнее реализовывать образовательные запросы граждан. Одновременно с этим не только сохранились многие проблемы образовательной сферы, характерные для предшествующих периодов, но и появились новые. Это не могло не вызвать серьезной озабоченности как со стороны государства, так и общества. И это при том, что современное российское общество весьма неоднородно. Ему присущи очевидные социальные и политические противоречия. Разные общественные слои по-разному, а по некоторым вопросам и диаметрально противоположно относятся к ситуации в образовании, по-разному им видится и его будущее. Если одна часть педагогической общественности выступает за активизацию реформационных процессов, то другая активно критикует осуществляющиеся реформы, утверждая, что они направлены на развал отечественного образования [24, с. 19].

На протяжении десятилетий сфера образования нашей страны была по сути дела закрытой, влияние общественности на нее фактически не допускалось. Это определялось самой сущностью советского государства, полностью контролировавшего все сферы жизни общества.

Попытки несколько изменить положение дел относятся к середине 1980-х годов. Тогда в соответствии с основными направлениями реформы школы, объявленной государством, стали создаваться районные и школьные советы, в состав которых входили, кроме работников образования, представители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, различных ведомств, родительской общественности. Однако создаваемые на основе «приказов сверху», эти советы превратились в формальные органы, мало что менявшие в системе управления образованием.

Начавшаяся во второй половине 1980-х годов «перестройка» способствовала качественным изменениям в социально-политической жизни страны. Эти изменения не могли не затронуть системы образования.

Новые принципы, подходы к развитию образовательной сферы, начавшиеся в этот период, значительно активизировались в начале 1990-х годов. Они были закреплены в принятом в 1992 году законе РФ «Об образовании». Среди основных принципов государственной политики в области образования, провозглашенных законом, выделялись:

•гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;

• адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

• свобода и плюрализм в образовании;

•демократический, государственно-общественный характер управления образованием [3].

Указанные принципы легли в основу реформирования образования, осуществлявшегося в 1990-е годы. Главным результатом преобразований стали реальное развитие вариативности общего образования, появление возможности выбора обучающимися своей траектории образования. Свобода творческой инициативы была предоставлена учителям.

Вместе с тем реализация государственно-общественного характера управления образованием как одного из ведущих принципов государственной образовательной политики не получила должного развития. Создаваемые в этот период попечительские советы школ брали на себя в основном функцию регулирования внебюджетных средств, вливаемых в финансирование образовательных учреждений. Другие области управленческой деятельности по сути дела не входили в их сферу влияния. Управление образованием фактически оставалось традиционно ведомственным.

Осознание объективной необходимости изменения отношения общества к сфере образования, усиления общественного влияния на ее развитие было обусловлено формированием новых социальных требований к образовательной системе. Они характеризуются широким разнообразием, подвержены постоянным изменениям, предполагают существенное качественное совершенствование и систематическое обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений. Изучение и гибкое реагирование на постоянно меняющийся социальный заказ, создание качественных условий для его эффективной реализации возможно только в результате тесного, равноправного и взаимозаинтересованного сотрудничества системы образования и общественности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Обработка и анализ результатов исследования
Данные обследования по каждому ребенку были внесены в «Схему обследования» детей с заиканием (см. Приложение 1). «Схема обследования» одного из заикающихся детей (Х. Ани) прилагается (см. Приложение 2). В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам. Анализ анамнеза ...

Связь педагогики с другими науками и ее структура
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимос ...

Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска
Основная цель: практическая реализация концепции открытого непрерывного образования. Основные направления учебной деятельности Межшкольного учебного комбината № 4: · профильное обучение; · дополнительное образование; · профессиональное обучение и переподготовка; · работа с одаренными детьми; · внед ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru