Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности

Современное образование » Досуг как фактор реабилитации детей девиантного поведения » Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности

девиантный досуг социальный педагог

Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правила, выделяют пассивный и активный отдых. Основная пассивного отдыха – релаксация (уменьшения напряжения, расслабления). Для релаксации специально выделяют места отдыха (комнаты отдыха, зона отдыха и т.п.).Активный отдых в отличии от пассивного предполагает не исключения нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанная на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно – оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно – репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.);.

Наиболее распространенные формы организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется педагогами дополнительного образования, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а так же самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С.Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которых детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.

В настоящее время происходит процесс восстановление клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательное учреждения дополнительного воспитания детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественная организация.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличие материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

– социально – педагогическая защита подростков (предотвращения межличностных конфликтов, формирований позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита её прав;

– формирование и развитие личностных качеств подростков, необходимы для позитивной жизни деятельности.

– увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способностей контролирует свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

– создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

– адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

– компенсация дефицита общения в школе, семье, в среди сверстников;

– дополнительное образование, получаемое в соответствие с жизненными планами и интересами воспитанников.

Еще одной использованной организационной формой, используемой дополнительной образовательной деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок – объедения любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличии от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделения какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.).Студия, объедения одаренную молодежь, несет в себе элемент профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

По мнению Ю.В. Васильковой, отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей и подростков выступают:

– активное использование различных видов соревнования;

– обязательная оценка результатов деятельности в целях поощрения и стимулирования активности.

– использования механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;

– стимулирования внутригрупповой сплоченности;

– сочетания групповой и индивидуальной работы.

Приоритетом в дополнительной образовательной деятельности является судьба конкретного ребенка [1; с. 140]


Читайте также:

Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...

Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...

Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru