Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.
К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:
-Способность сотрудничества и взаимодействия;
-Психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
-Умение работать в составе малой группы;
-Умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;
-Способность эффективно разрешать конфликты;
-Способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
-Умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:
-Преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;
-Овладеть социально-коммуникативными способностями;
-Формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;
-Освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения[15];
Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:
-приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
-развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации[7].
Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.
Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.
Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:
-Деловая игра как источник экономии учебного времени.
-Деловая игра как форма контроля.
-Деловая игра как условие для овладения деятельностно-коммуникативными способностями [4].
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:
-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.
-Распределение ролей между участниками игры.
-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
Читайте также:
Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...
Теоретический анализ основных математических понятий
Понятие произведения целых неотрицательных чисел может быть определено по-разному. Рассмотрим сначала подход, в основе которого лежит понятие суммы. Определение. Произведением целых неотрицательных чисел а и b называется такое целое неотрицательное число а·b, которое удовлетворяет следующим условия ...
Содержание и методика патриотического воспитания старших
дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем. Успеха в данном вопросе воспитания можно дос ...