Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала.
Каждое выполняемое в классе упражнение должно чем-то привлекать учащихся: интересным материалом, интересной содержательной стороной упражнения, личностно значимой проблемой, которую интересно обсуждать, увлекательной формой выполнения упражнения, привлекательными опорами и т.п. А весь предлагаемый комплекс упражнений должен включать широкий набор заданий, что позволит каждому школьнику выбрать то, что соответствует его интересам и возможностям, позволяет реализовать собственный речевой и жизненный опыт, высказать собственное мнение.
Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке учитель знакомит детей с новой порцией слов и проводит работу по ее усвоению. Работа над лексикой должна обеспечить создание словарного запаса и предотвращение его забывания, а также употребление лексики в речи, адекватной цели общения. Учащиеся должны владеть избыточным количеством лексики, позволяющим им выбирать наиболее подходящее слово, словосочетание или речевое клише исходя из своего мироощущения и речевых потребностей.
Успешность в овладении слова зависит от наличия у школьника умений производить следующие действия:
- наблюдать, сравнивать, анализировать языковое явление;
- догадываться по контексту или словообразовательным элементам о значении незнакомой лексической единицы;
- работать с различными словарями;
- вести учебный словарь, выбирая удобную форму записи;
- пользоваться опорами и мнемотехническими приемами запоминания слов (жесты, условные знаки, рифмовки, необычные иллюстрации).
К 7 классу школьники уже овладели базовыми обще учебными навыками и умениями, основами иноязычного общения в устной и письменной речи, у них значительно расширился общий кругозор и представления о мире.
Для формирования лексических навыков необходимо обеспечить следующие учебные действия:
- семантизация слова;
- запечатление звуковой и графической формы слова;
- введение слова в долговременную память:
- по ассоциации
- по семантической группировке лексики (синонимы, антонимы, близкие по значению слова)
- по тематическому признаку;
- быстрый вызов слова из долговременной памяти с помощью ревизии лексики по теме (например, еда, путешествия, что может быть белым);
- употребление слова в словосочетаниях (в зависимости от контекста);
- замещение нужного, но неизвестного ребенку слова близким по значению.
Для овладения пассивной лексикой нужно развивать другие учебные действия:
- ассоциировать звуковой (при аудировании) и графический (при чтении) смысл слова с переводом;
- определять грамматическую форму слова, связь с другими словами, что обеспечит его понимание в контексте.
В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы, соблюдение которых – необходимое условие эффективности процесса обучения. К их числу относятся:
- дидактические принципы – наглядность, активность, прочность, системность, сознательность, научность, учет возрастных особенностей;
- собственно методические принципы ̶ коммуникативная направленность обучения, ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, филологизация обучения;
- частные методические принципы – поэтапность формирования навыка, адекватность упражнений, взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов деятельности.
Лексический навык, как сложно структурированное действие, включает в себя несколько операций, основными из которых являются:
- операция вызова слова – перевод лексических единиц из долговременной памяти в оперативную адекватно речевой задаче в заданной ситуации;
- операция выбора слов из ряда синонимов
- операция сочетания слов – мгновенное сочетание данной лексической единицы с предыдущей и (или) последующей адекватно замыслу и нормам языка.
Как было доказано экспериментально, обе операции находятся в непосредственной зависимости от ситуации и задачи в ней. В свою очередь, речевая задача тесно связана с такими понятиями, как мотив, замысел высказывания. Она определяет формирование основной схемы высказывания, запускает в работу операции по выбору лексических единиц и операции по сочетанию лексических единиц, актуализирует форму лексической единицы.
Читайте также:
Особенности педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но пе ...
Экологическое воспитание неслышащего населения на примере Дома культуры
Всероссийского общества глухих г. Брянска
Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13, Брянское отделение ОООИ ВОГ, код 8- 4832, т: 74-29-75, ф: 74-28-20. Ф.И.О. председателя: Бурмин Евгений Владимирович ОГРН: 1023200000780 Численность: 1564. 2 марта в Брянске прошел круглый стол на тему «Реализация прав инвалидов в Брянской обла ...
Уровни контроля и проверки знаний по химии
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни. Первый уровень – репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на п ...