6. Проектирования ситуации личностного развития как средового феномена отличается от создания учебных ситуаций на основе постановки предметных задач, поскольку основывается на включении студентов в многообразные средовые контакты, расширяющие пространство жизнедеятельности студентов, имитирующие с большей степенью полноты мир будущей профессии и обеспечивающие сознательный выбор ими образа жизни в профессиональной среде, круга общения, образцов отношения к профессии, на которые будет ориентироваться формирующийся специалист. Включение в вузовскую среду уже на начальном этапе обучения обеспечивает профессионально-личностное развитие студента в направлении освоения специфического образа жизни «в профессиональной среде». Личностный рост и развитие творческой личности будущего врача являются результатом интегрированного воздействия образовательного процесса и среды развивающего типа. В основе психологического механизма влияния среды на становление специалиста лежит актуализация ценностной ориентировки в многообразии информационных потоков, этических образцов, моделей самореализации, выбор референтной группы, выявление своей профессионально-личностной роли в различных сообществах, самоопределение в области статуса, позиции, обретение опыта нахождения в среде «материала самостроительства», своего рода «использование» среды для удовлетворения потребностей личностной и профессиональной социализации.
7. Развитие образовательной среды кафедры основывается на применении средовой методологии при проектировании информационного, творчески-деятельностного и общекультурного компонентов среды на основе современных информационных технологий, использовании обоснованных выше показателей для ведения мониторинга эффективности влияния образовательной среды кафедры на развитие специалиста.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:
публикации в печати в виде статей, тезисов, учебных пособий, монографии;
выступлений на международных конференциях и конгрессах (Thailand, Bangkok-Pattaya, 1998 г.; Египет, Каир, 1999 г.; Пенза, 1999 г.; Волгоград, 2000 г.; Тула, 2000 г. Испания, Барселона., 2002 г), всероссийских научных конференциях (Волгоград, 1997, 2001, 2006 г. г., Адыгея, 2000 г., Красноярск, 2001 г., Воронеж, 2003), региональных научных и научно - практических конференциях (Волгоград, 1998 г., 1999г., 2000, 2001, 2003, 2004, 2005, 2006 г. г);
отчетов на заседании Научно-исследовательского института проблем личностно-ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете.
Результаты проведенного исследования используются для проектирования образовательной среды кафедры теоретической и клинической биохимии, внедрения компьютерной техники и технологий наряду с развитием остальных компонентов образовательной среды, включая её культурно-ценностный потенциал, и осознанного включения студентов в процесс профессионально-личностного саморазвития
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, включающего 527 источников. Содержание диссертации включает 25 таблиц и 33 схемы (рисунка), приложения.
В первой главе диссертации «Образовательная среда как педагогический феномен» представлено решение исследовательских задач, связанных с теоретическим моделированием объекта исследования - образовательной среды высшего учебного заведения.
Суть решения первой задачи состоит в раскрытии современного состояние проблемы образовательной среды в педагогической науке и практике и сущности среды как педагогического феномена. С этой целью в исторической ретроспективе рассмотрены философские, психологические теории, раскрывающие различные аспекты влияния средовых факторов на развитие и саморазвитие личности, функции среды в развитии человека. Показано, что каждая из теорий личности (среди них просматривается три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическая, социогенетическая и субъектно-персонологическая) в той или иной степени обращается к понятию среды. В историческом аспекте представление о значимости средовых факторов для развития личности претерпело ряд изменений: от почти фаталистических представлений Просвещения о средовой детерминации развития индивида (18-19 век), до господства концепции воспитания как «управляемого развития» (20 век), в соответствии с которой ведущая роль в триаде факторов среда, наследственность, воспитание отводилась именно воспитанию, тогда как два других играли подчиненную роль. Многоаспектный анализ научно-педагогических представлений о современном состоянии образовательной среды позволил выделить ее развивающие факторы, ведущую роль среди которых играют субъектно-творческие общности, включающие личность в определенный стиль и образ поведения.
Читайте также:
Развитие
музыкально-ритмических движений
Учить детей овладевать ходьбой под веселую маршевую музыку. Учитель сначала показывает, как ходит кукла (желательно использовать куклу большого размера), напевая: "Наша куколка идет, ни за что не упадет .", затем предлагает походить детям, говоря, что кукла теперь посмотрит на них (сначал ...
Динамика системы образования РФ
Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привле ...
Организация и методика исследования
мышление дошкольник нарушение зрение На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения. Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отлич ...