Моделирование – это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности [1, с. 27].
Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способов построения и изучения процессов функционирования как отдельных элементов, так и системы в целом.
Проблема моделирования состоит из трех задач:
1) построения модели (эта задача менее формализуема и конструктивна, в том смысле, что нет алгоритма для построения моделей);
2) исследования модели (эта задача более формализуема, имеются методы исследования различных классов моделей);
3) использования модели (конструктивная и конкретизируемая задача) [3, с. 55].
Процесс моделирования в социально-педагогичеком исследовании включает три элемента (см. рис.1.2.2 )
Рис. 1.2.2. Элементы моделирования в социально-педагогическом исследовании
По отношению модели исследователь является экспериментатором. В данном случае эксперимент проводится не с реальным объектом, а с его моделью. Необходимо учитывать, что любой эксперимент может иметь существенное значение в конкретной области науки только при специальной его обработке и обобщении.
Единичный эксперимент никогда не может быть решающим для подтверждения гипотезы, проверки теории. Следует помнить о том, что критерием истины являются опыт, практика, экспериментальное исследование.
Различают материальное и идеальное моделирование.
Материальное моделирование, в свою очередь, делится на физическое и аналоговое моделирование.
Физическим принято называть моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью последующего перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия.
Аналоговое моделирование основано на аналогии процессов и явлений, имеющих различную физическую природу, но одинаково описываемых формально. Основным типом идеального моделирования является знаковое моделирование. Знаковым называется моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов [1, с. 30].
Моделирование – процесс построения, изучения и применения моделей. Т. е. можно сказать, что моделировaние – это изучение объектa путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью и состоит в зaмене экспериментa с оригинaлом экспериментом нa модели. Объект моделирования – широкое понятие, включающее объекты живой или неживой природы, процессы и явления действительности. Основной задачей процесса моделирования в социально-педагогических исследованиях является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал.
Моделирование в социально-педагогических исследованиях тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Читайте также:
Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности
учащихся
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельно ...
История «росписи по ткани»
Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрис ...
Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...