Развитие творческих способностей учащихся начальных классов

Современное образование » Развитие творческих способностей учащихся начальных классов

Страница 3

- пробуждение потребностей к самостоятельной творческой работе над познанием слова, развитие способностей к творческому сочинительству, формирование дара слова через общение.

Образовательные задачи:

- познакомить с особенностями одной из основных единиц языка – словом;

- ввести учащихся в лексическую систему языка;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся через живое общение, работу с дидактическим материалом и словарями.

Развивающие задачи:

- развивать способности и умения чувствовать слово с нравственно – эстетической точки зрения (слово-живое);

- развивать мотивацию к творческому сочинительству.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к языку, как к важнейшему средству общения;

- настроить учащихся на дружеские, доверительные отношения во время общения;

- пробудить потребность к самостоятельной работе над культурой своей речи.

Программа состоит из 6 этапов:

· Первый этап – это введение самого понятия «слово», знакомство с функцией слов: называть факты, явления окружающей действительности.

· Второй этап – знакомство со словом как лексической единицей. На доступном детям языке это звучит так: «настоящее» слово всегда что-то обозначает.

· Третий этап – это знакомство с лексическим значением слов. Раз у слова есть значение, его нужно понимать, а если значение слова непонятно, его нужно выяснить.

· Четвертый этап – это введение в лексическую систему языка, знакомство с многозначными словами, словами - омонимами, словами - синонимами, словами - антонимами.

· Пятый этап – это знакомство с текстом, темой, основной мыслью текста, опорными словами, заголовком, планом текста.

· Шестой этап – самостоятельное сочинительство.

Программа рассчитана на 4 года обучения для 1-4 классов.

1 класс – 33 часа, 1 час в неделю.

2 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

3 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

Образовательные технологии

.

Принцип коммуникативного обучения дает обоснование выбору образовательных технологий для реализации данной программы.

Это игровые образовательные технологии, так как игра – это естественная для детей деятельность, требующая речевых действий. В 1 классе игра присутствует на каждом занятии. Последний раздел так и называется «Игры – путешествия в страну слов». В последующих классах – это занимательные и развивающие лексические игры. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему. Различные игры я провожу на всех этапах программы. Дидактические игры активизируют детей, способствуют обогащению словарного запаса.

Психотерапевтические технологии: сказкотерапия. Программа предусматривает знакомство со сказками, их драматическую импровизацию, обучение сочинению сказок. Сухомлинский В.А. говорил о том, что истоки творческих способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эту связь я использую на своих занятиях. Нарисованный детьми цветок подснежник пробуждает детское воображение, заставляет увидеть цветок как живое существо. Его стебелек становится ножкой, листочки - ладошками, цветок превращается в глазок. Оживший подснежник совершает различные действия, поступки. Дети работают с ожившим словом творчески, сочиняют сказку, инсценируют ее.

Вырезанная из бумаги снежинка, оживает в воображении детей, превращается в маленькую девочку, принцессу, Снежную королеву. Она путешествует, встречается с различными сказочными персонажами, совершает хорошие или плохие поступки. Подобная работа способствует воссоздающему и творческому воображению, развивает память ребенка, становится началом становления личности ребенка.

Технология деятельностного метода – построение процесса обучения на основе учебных ситуаций. Слово, вписанное в различные речевые ситуации, легко осмысливается детьми, как со стороны содержания, так и его формы. Подбираю такие слова, предложения, тексты, чтобы они имели воспитательную ценность, отвечали нормам современного русского литературного языка. Юмористические ситуации, занимательные вопросы, пословицы, загадки, стихи активизируют интерес детей к языку, развивают воображение и речевые способности детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Структура развивающей среды
Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельност ...

Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне пре­дусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не­известных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это до­стигается средством прибавления к словарю ребенка ...

Изображение пространства. Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru